Бизнес - о «паспортах налогоплательщика»: ещё один способ нас стращать, контролировать и штрафовать

25021

Нововведение вступает в силу с 1 марта 2022 года

С1 марта 2022 в Казахстане будет введено понятие «паспорт налогоплательщика». Это коснется предпринимателей, занятых в сфере торговли и общепита, в том числе школьные столовые и буфеты, если они зарегистрированы как ИП. Этот «паспорт» будет представлять собой информационную карту в виде QR-кода. В ней должны содержаться следующие сведения о заведении:

- ИИН/БИН;
- наименование налогоплательщика;
- ФИО индивидуального предпринимателя или руководителя юридического лица;
- статус налогоплательщика – действующий, бездействующий или приостановивший предоставление налоговой отчетности;
- дату постановки на регистрационный учет;
- регистрационный номер контрольно-кассовых машин и место их использования;
- наличие или отсутствие лицензий на хранение и розничную реализацию алкогольной продукции.

По данным Комитета госдоходов, паспорт вводится, чтобы данные бизнеса были в открытом доступе; чтобы покупатели, пользователи услуг и контрагенты могли получить информацию о том, как предприниматель платит налоги. Потому «паспорт» (а по сути - QR-код) бизнесменов обязывают размещать в общедоступном месте, например у кассы.

Создавать этот документ будут налоговики, а обновлять его нужно раз в месяц - не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным. Получить код можно на портале Комитета госдоходов по специальной ссылке, которая при введении номера телефона и сформирует код.

Вроде всё достаточно просто и понятно, но представители отраслей общественного питания и торговли в интервью Forbes.kz выразили своё фи нововведению.

Так, в Ассоциации общественного питания отметили, что тему введения «паспорта налогоплательщика» начали поднимать еще летом 2021 года. Тогда советник председателя ассоциации Вероника Нурпеисова от лица отрасли высказывала свое недовольство этим предложением. Но несмотря на возмущение бизнеса, уже 20 декабря 2021 года в Налоговый кодекс РК были внесены поправки о вводе «паспортов».

Вероника Нурпеисова
ФОТО: личный архив
Вероника Нурпеисова

- Когда летом прошлого года появились предпосылки к созданию «паспорта налогоплательщика», мы сразу объявили, что мы против. Но нас проигнорировали. 1 марта «паспорта» начинают вводить, но алгоритм его работы мы узнали лишь за неделю до внедрения. Многие бизнесмены до сих пор не в курсе вообще, что это такое. У нас очень многие предприниматели платят подоходный налог раз в полгода по «упрощенке», особенно много по такой системе работают в поселках, в отдаленных районах. Они могут даже не знать о существовании «паспорта»,- говорит Вероника Нурпеисова.

На вопрос о том, какое наказание грозит в случае неполучения и неразмещения паспорта, Вероника Нурпеисова отвечает, что и этого бизнесмены пока не знают. Но предполагают, что штрафовать за это уже будут.

- Я считаю, что «паспорта» - это очередной способ стращать бизнес и штрафовать. Скорее всего, его отсутствие или просрочка в его получении будет привязана к административной статье - неисполнение обязательств. Но тут же возникает вопрос, почему информация о внедрении этого документа не звучала из всех «утюгов»? Комитет госдоходов должен был хотя бы с нового года активно разъяснять предпринимателям детали нововведения. Причем «ликбез» нужно было проводить не только в городах, но и в поселках и аулах. Но этого не было сделано, - отмечает Вероника Нурпеисова.

Forbes.kz также поинтересовался, знают ли в Ассоциации общественного питания, с какой целью вообще вводится этот документ и для чего потребителям, покупателям или посетителям ресторанов указанная в «паспорте» информация. Вероника Нурпеисова отвечает, что и этого разъяснения они до сих пор не получили.

- Мы не понимаем реальную необходимость введения «паспорта налогоплательщика» со всеми данными. Если КГД нужно узнать персональные данные о человеке, то они всегда это могут узнать по ИИН. Обычным потребителям это не нужно. Зачем ему знать, например, есть ли у заведения лицензия на алкоголь? – недоумевает собеседница. - Если посетитель, например, отравился в каком-то заведении, то ему достаточно написать в СЭС с указанием названия этого субъекта бизнеса и его адреса, и специалисты будут принимать соответствующие меры. Здесь тоже не нужны никакие персональные данные.

Председатель Ассоциации общественного питания РК Гульбану Майгарина считает, что Казахстан пока не готов к таким новшествам. Она говорит, что сначала нужно создать условия для прозрачного бизнеса, поднять экономику страны на должный уровень и только после этого обязывать предпринимателей давать полный доступ к информации о себе.

Гульбану Майгарина
ФОТО: личный архив
Гульбану Майгарина

- Уверена, что нашему потребителю не нужны эти данные. Считаю, что это небезопасно: если все данные будут в открытом доступе, с учетом экономического состояния страны и увеличения преступности, это будут дополнительные риски. Почему в таком случае не раскрывается информация о владельцах крупного бизнеса, их активах, их имуществе? Раз уж мы за прозрачность, то давайте тоже раскроем эти данные. А заодно и по государственным служащим, - говорит Гульбану Майгарина.

Анастасия Калашникова
ФОТО: личный архив
Анастасия Калашникова

Как отметила исполнительный директор Ассоциации прямых продаж Казахстана Анастасия Калашникова, ряд цифровых инициатив, проводимых госорганами в последнее время, наводит «небезосновательную печаль как на малый, так и на крупный бизнес». Она считает, что подобные цифровые новшества «не просто бесполезны, а даже вредны».

- В паспортах налогоплательщика регулятор обязывает предпринимателей сделать публичной информацию, часть которой относится к коммерческой тайне, часть содержит персональные данные. Вся эта информация защищается законами Казахстана и подлежит разглашению лишь по запросу уполномоченных органов. Более того, у многих индивидуальных предпринимателей регистрационный адрес совпадает с домашним. Хотите ли вы, чтобы ваш домашний адрес знали все? - задает риторический вопрос Анастасия Калашникова. - Публичное размещение означает бесконтрольный доступ к информации и возможность ее использования против самого предпринимателя конкурентами или мошенниками. У каждого предпринимателя есть уникальный номер, выданный в момент регистрации. Почему его недостаточно для жалоб потребителей, почему недостаточно жалобной книги?

Анастасия, как и ее коллеги из Ассоциации общественного питания, считают, что все необходимые данные о налогоплательщиках уже есть на сайте электронного правительства, и находятся там в открытом доступе.

- Там ведется учет получателей этой информации, ведь ее можно запросить только с помощью электронной подписи гражданина или организации. А с «паспортами» получение данных будет бесконтрольным. Более того, регулятор не предлагает обоснования полезности вводимой реформы. Также неизвестны условия, при которых за нарушение использования публичной информации, указанной в «паспорте налогоплательщика», будет наступать ответственность, - резюмирует Калашникова.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить