Бизнес на селе: почему женщины идут в аграрии

6222

Проект «Фермеры Чилика» стал одним из немногих успешных аграрных кейсов в Казахстане, а теперь к проекту стали примыкать и женщины, получив возможность вести собственный бизнес

ФОТО: архив пресс-службы

Проект развития сельских регионов в Енбекшиказахском районе реализуется с 2013 года при участии ОФ «Фонд местных сообществ Енбекшиказахского района» (ФМС) и компании «Филип Моррис Казахстан» (ФМК). В программный код проекта была вшита идея научить фермеров не только развивать собственные земли и выстраивать цепочки производств, но и сделать их грамотными предпринимателями, которые интегрированы в цифровой мир и могут сами построить в нем весь цикл современного бизнеса. С самого начала организаторы подошли к проекту с большим энтузиазмом. Например, прежде чем прийти и «осовременить» все вокруг, в регион были приглашены представители Университета Флориды (США), казахстанские эксперты в области агрономии, экономики и маркетинга сельхозпродукции. Вместе они провели исследование аграрного сектора Алматинской области.

В 2018 году проект «Фермеры Чилика» получил в Лондоне международную премию CSR Excellence Award в номинации «Лучший социально-экономический проект года», обойдя около ста номинантов из других стран. Почему проект получил мировое признание и как этот опыт можно использовать в других регионах Казахстана?

Поиск лидеров

ФМК инвестирует в поддержку социальных проектов с 1993 года, за эти годы размер инвестиций в проекты превысил $8,3 млн. Одной из приоритетных социальных инициатив в ФМК считают программу «Улучшение качества жизни сельского населения», которая направлена на развитие навыков сельских жителей Енбекшиказахского района. Главы крестьянских хозяйств, а также их наемные работники с 2010 года получают информационно-консультационную поддержку.

Но одних только технических консультаций и анализа региона недостаточно. Да и просто прийти в село с деньгами и тут же его модернизировать, наладить производство и улучшить качество жизни сельчан невозможно. Для того чтобы начинать такие проекты в регионах, в первую очередь нужно заняться повышением уровня образования, в том числе в сфере бизнеса. Вот почему здесь в 2012 году было проведено 16 семинаров и обучающих тренинг-сессий (совместно с бизнес-тренерами Фонда «ДАМУ» и Казахского национального аграрного университета), которые посетило более 200 фермеров района. Еще через год в ФМК пришли к мнению, что и этого недостаточно, поэтому совместно с ФМС в 2013 году было принято решение о подготовке бизнес-тренеров из числа жителей Енбекшиказахского района, которые смогли бы в понятной и доступной форме передать знания о возможностях успешного ведения бизнеса своим односельчанам. Около 30 человек в тот год прошли обучение в разных направлениях – от изучения методов проведения анализа и оценки возможностей для организации собственного дела в сельской местности до менеджмента и правовых основ. Вскоре в десяти поселках района были организованы школы начинающих предпринимателей.

Нарастив экспертизу и детально изучив проблемы региона, в 2013 году в селе Шелек открылся свой агробизнесцентр. Центр оснастили современным конференц-залом, компьютерным классом и мини-лабораторией. Там каждый житель села может пройти курсы по передовым технологиям выращивания, увеличению производительности труда в сельском хозяйстве, развитию предпринимательских навыков, сбыту продукции, инструментам финансирования. Тогда в регионе и начали приживаться новые идеи в сфере развития сельхозугодий. Первые товары появились здесь уже в 2014 году, а уже в 2015 году продукцию фермеров стали завозить в сеть алматинских супермаркетов «Арзан». К 2017 году были налажены поставки свежих овощей с поля в сети «METRO», а также в перерабатывающий цех «ЦинКаз» и дистрибьюторскую компанию «New Kitchen».

Всего кооператив «Фермеры Чилика» с момента запуска реализовал свыше 934 тыс. тонн сельхозпродукции на сумму более 115,5 млн тенге. Также в регионе с помощью специалистов из Университета Флориды удалось повысить урожайность овощей, а также апрбировать новые сорта. В целом прибыльность чиликских хозяйств была повышена на 30%, а площадь возделывания овощных культур выросла почти в три раза. Кроме того, благодаря совместному проекту на селе появились дополнительные рабочие места. Так, например, в сезон на полях участников программы работает около 150 человек, что положительно влияет на уровень занятости местного населения.

Айзат Жетписова, директор корпоративных коммуникаций «Филип Моррис Казахстан» отмечает высокую эффективность от сотрудничества с ФМС, поскольку уже более десяти лет им вместе удается приобщать местное население Енбекшиказахского района к предпринимательству. А главное, в рамках проекта участники научились монетизировать собственные знания и навыки за счет внедрения новых агротехнологий. «Проект «Фермеры Чилика» является частью комплексной программы нашей компании по развитию сельских регионов. Нам удалось изменить в целом менталитет управления фермерским делом таким образом, чтобы жители села к своему делу относились как к ответственному бизнесу. Мы рады тому, что проект оправдывает усилия всех участников и способствует развитию экофермерства», – резюмирует она.

Истории личных побед

Айгуль Муканова, местная предпринимательница, рассказывает, что живет в селе Каратурык с 2000 года. «Так получилось, что вышла замуж за сельского парня. Я училась игре на скрипке, но не могла заниматься музыкой в сельской местности, поэтому стала потихоньку наблюдать за сельской жизнью: смотрела, как ухаживают за скотиной, выращивают овощи», – вспоминает она. В первые годы фермерство настолько увлекло ее, что она начала заниматься этим сама, но столкнулась с нехваткой опыта и качественных знаний. Так она попала в проект развития сельских регионов, где ее научили азам агробизнеса.

 

«Один из удачных, на мой взгляд, проектов – выращивание томатов в открытом грунте. Первый сезон мы продавали свежую продукцию, дальше захотелось продлить сезон рекомендуемой продукции. И мы стали предлагать покупателям свой товар в сушеном виде, так как там можно было сохранять витамины», – рассказывает предпринимательница. Углубив свои знания в фермерстве, Айгуль также прошла обучение по программе «Енбек», которую организовали в фонде поддержки «Атамекен». «Написала бизнес-план по сушилкам и прошла этот конкурс. Защитила свой бизнес-план», – говорит она.

История Гульжан Аскар не менее яркая. Она родилась и выросла в Китае, переехала в Казахстан с семьей только в 2006 году. Новая жизнь, вспоминает она, давалась нелегко – было тяжело привыкать к новой культуре, местным реалиям. «Я не могла сразу пойти работать. Начинала постепенно, потом открыла видеостудию. Работала видеооператором на свадьбах», – говорит Гульжан.

В 2013 году она вышла замуж, а вскоре родился первый ребенок. «Вышла замуж и переехала в другой поселок, там я не смогла работать видеооператором. Да и мы строили новый дом, а муж был безработным», – вспоминает она. Тогда молодая семья услышала от родственников информацию о проектах ФМС, мол, там оказывают помощь тем, кто хочет начать бизнес. «Мы решили попробовать, ведь начинать с чего-то нужно было. Прошли обучение, составили бизнес-план и уже в 2015 году получили небольшую теплицу», – подчеркивает Гульжан. Так, симбиоз инициатив бизнеса и государства смог помочь молодой семье наладить собственное производство фруктов, а также получить 550 тыс. тенге безвозвратных средств на развитие бизнеса.

Материал подготовлен при поддержке ТОО «Филип Моррис Казахстан»

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить