Бизнес-туризм в РК: как развивается индустрия деловых встреч

25045

Об индустрии деловых встреч (MICE) читателям Forbes.kz рассказывают эксперты аналитического департамента Abacus Central Asia, ведущей компании в области туризма

Фото: econom-tur.com

Как известно, деловой туризм объединяет индустрию бизнес-путешествий (business travel) и индустрию встреч (MICE). Если с определением бизнес-путешествий, или попросту командировок, в принципе всё ясно, то понятие MICE в Казахстане до конца не раскрыто. Итак, что такое MICE?

MICE — аббревиатура, которая складывается из нескольких ключевых направлений по первой букве каждого:

- Meetings (встречи, стратегические, цикловые совещания, переговоры, презентации);

- Incentives (инсентив, поощрительные поездки, мотивационные программы, стимулирование лояльности партнеров, сотрудников, дилеров);

- Conferences/Conventions (конференции, форумы, конгрессы);

- Exhibitions/Events (выставки, событийный туризм, корпоративные события).

К основным задачам в MICE-индустрии относится организация отраслевого и межотраслевого сотрудничества на городском, региональном, межрегиональном и международном уровне. В то же время индустрия включает широкий спектр различных видов деятельности - от распространения и продвижения информации, разработки развлекательной программы или содержания до технического обеспечения встречи.

Как отмечают специалисты, структуру MICE можно разделить на две составляющие — обслуживающую и содержательную. Первая объединяет компании, обслуживающие встречи (отели, туристские, транспортные фирмы) и места проведения (выставочные комплексы и залы). Вторая включает компании или индивидуальных консультантов, непосредственных разработчиков содержания встреч.

Эксперты выделяют 4 основные группы компаний, профессиональных организаторов встреч, работающих на международном рынке MICE:

1. Поставщики услуг и распространителя встреч — meeting planners. К ним относятся профессиональные организаторы конгрессов (professional congress organizers - PCO);

2. Компании-организаторы встреч и событий (destination management companies - DMC), конгрессные бюро (convention visitors bureaus CVB);

3. Места проведения встреч;

4. Специалисты-эксперты.

Специалистов, выполняющих проектирование и проведение MICE-мероприятий, обозначают общим термином «специалисты по связи, или коммуникаторы». Однако специфичность работы этих специалистов позволила четко зафиксировать и уже законодательно закрепить в США и Европе профессиональные категории. В их числе meeting planners — распорядители встреч, match-maker — менеджер, осуществляющий поиск делового партнера, facilitator — специалист, стимулирующий работу группы или подгруппы при выполнении того или иного задания в процессе организации и проведения MICE-мероприятия.

В MICE-индустрии работают специалисты, занятые в научной и технической сферах, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и индустрии развлечения. Также отрасль привлекает обширную группу креативных специалистов, работающих в бизнесе, и прежде всего, туристическом, в области финансов, юриспруденции.

Несмотря на глобальные катаклизмы, индустрия MICE находится на подъёме. Бюджеты продолжают расти. Этот рынок обеспечивает ежегодно 610 млн деловых поездок и почти $430 млрд оборота. По прогнозам специалистов, к 2020 доходность индустрии MICE возрастет в 5 раз – до $2 трлн в год. В долевом соотношении общая структура деловых поездок имеет следующий вид: на индивидуальные командировки приходится – 71%, на участие в конгрессах и конференциях – 16%, на посещение выставок – 11%, на инсентив – около 2% от общего объема.

Эксперты отмечают следующие тенденции развития вышеупомянутых составляющих MICE в ближайшем будущем:

- будут по-прежнему превалировать индивидуальные деловые поездки и их количество продолжит неуклонно расти,

- будет устойчиво повышаться спрос на посещение различных отраслевых выставок,

- будет прослеживаться рост конгрессного туризма; при этом все более будут востребованы услуги по организации мини-выставок, презентаций, а также семинаров и тренингов во время проведения конференций.

- высокими темпами будет развиваться сектор инсентив-туризма,

- будет сохраняться тенденция сокращения продолжительности деловых мероприятий до 2-3 дней и среднего количества участников.

Нельзя не отметить технологические тенденции. Современные смартфоны, планшеты, Wi-Fi, GPS, мобильные, интернет приложения - всё это и определяет эти тенденции.

«Очень важно найти баланс между технологиями и внутренней коммуникацией, - считает Марк Купер, генеральный директор IACC (Международная Ассоциация конференц-центров/International Association of Conference Centres). - Оптимальное соотношение позволяет успешно планировать встречу и доводить до каждого ее участника итоги совещания».

Индустрия MICE – это детище Запада, прежде всего США и Великобритании. Сейчас деловой туризм активно развивается примерно в 140 странах. Безусловными мировыми лидерами индустрии MICE по-прежнему являются США, Великобритания, Германия и Австралия. К ним быстро приближается ряд других стран Европы, а также Япония, Китай, Южная Корея, Таиланд, Бразилия, Мексика, Индия, Южная Африка.

Эксперты индустрии MICE считают, что деловой туризм может эффективно функционировать, если «работают» следующие составляющие:

1. Профессиональные организаторы делового туризма

2. Специализированные печатные органы

3. Отраслевые конференции, ярмарки и выставки

4. Регулярная и объективная статистика

5. Целенаправленная совершенствующаяся подготовка кадров

6. Научно-практические исследования

То есть наличие серьезного государственного подхода, стабильного действующего законодательства, отсутствия межведомственной разобщенности, скоординированности политики по продвижению делового туризма, функционирования отрасли в соответствии с международными стандартами и критериями в принципе вообще не обсуждаются: они подразумеваются как само собой разумеющееся.

Каковы же реалии казахстанского рынка MICE?

В целом перспективы рынка деловых поездок в Казахстане очень большие. Благодаря стабильной социально-экономической и политической ситуации страна становится всё более узнаваемой и привлекательной с точки зрения развития бизнес-отношений, что, естественно, вызывает рост количества поездок с деловыми целями в Казахстан и за его пределы. 

Интеграционные процессы, происходящие сегодня на Евразийском континенте, а также масштабные проекты, такие как ЭКСПО 2017, реализуемые в нашей стране, придают мощный импульс развитию рынка бизнес-путешествий. Естественно, это касается и MICE-индустрии.

В апреле 2014 Abacus Central Asia совместно с Департаментом индустрии туризма Министерства по инвестициям и развитию РК, управлением туризма Алматы и при поддержке КазНУ им. аль-Фараби организовала исследование рамках 15-й Казахстанской международной выставки «Туризм и путешествия» (KITF 2015). Её целью был анализ мнения иностранных и отечественных экспертов индустрии туризма и оценки текущего состояния, перспектив развития туристской отрасли страны. В исследовании приняли участие представители 94 отечественных и иностранных компаний.

Результаты опроса показали, что 27% респондентов одним из наиболее перспективных сегментов в Казахстане считают индустрию MICE.

В Казахстане услуги MICE оказывают немало компаний, большинство из которых – туристские. К сожалению, оцифровать отечественный рынок MICE не представляется возможным, поскольку исследования подобного рода до сих пор не проводились. Нет и официальных данных по объему делового туризма Казахстана в целом. Неофициально же звучат разные цифры – от $250 млн до $10 млрд.

Если же говорить о географии MICE в Казахстане, то примерно 40% всех мероприятий приходится на Алматы, 30% - на Астану. Оставшиеся 30% встреч проводятся в других казахстанских городах.

Несомненно, спрос на знания в MICE в Казахстане есть. Очень часто проходят тренинги, конференции, выставки, форумы и т.д., но как качественно и эффективно организовывать подобные мероприятия - далеко не все ещё понимают. Поэтому мероприятия, где можно было бы получить информацию от профессионалов о том, как на высоком уровне проводить конференции, выставки, конгрессы, корпоративные мероприятия, тренинги, собрания, презентации продуктов, поощрительные поездки для сотрудников/партнеров, очень актуальны. Потому у нас регулярно и проводятся MICE-школы, MICE-форумы и т.д.

Каковы же основные проблемы MICE в Казахстане? Что думают эксперты об этом?

1. Отсутствие тесного сотрудничества на различных уровнях между органами власти и профессионалами отрасли. Чтобы сделать индустрию MICE и в целом отечественный деловой туризм конкурентоспособным на мировом уровне, подобное взаимодействие крайне необходимо.

2. Недостаточное продвижение и PR по формированию положительного образа Казахстана для развития въездного туризма.

3. Недостаточный уровень подготовки кадров. В западных странах давно поняли, что деловой туризм – это специфическая и тонкая работа с предпринимателями, профессиональный консалтинг и менеджмент. Поэтому в этой отрасли должны работать специалисты, хорошо разбирающиеся не только в тонкостях организации деловых поездок, но и в потребностях бизнес-путешественников, множестве нюансов организации деловых мероприятий и многом другом.

4. Недостаточное внимание к участию в международных выставках индустрии MICE.

5. Неразвитая инфраструктура (гостиницы, дороги, транспорт и т.д.). Для эффективного развития делового туризма для бизнесменов должны быть созданы все условия для комфортного пребывания в деловой поездке, которые предусматривают:

- специализированные центры для организации выставок, конгрессов, конференций;

- бизнес-отели для деловых людей;

- бизнес-авиацию;

- мобильную и спутниковую связь, другие современные технологии.

6. Непростые визовые процедуры.

И пока до конца не решены эти проблемы, рассчитывать на конкурентоспособную и эффективную индустрию MICE в Казахстане не приходится.

То, что индустрия туризма в Казахстане на государственном уровне признана одной из приоритетных отраслей экономики, вселяет оптимизм. Для страны крайне важны конкретные государственные программы развития, в том числе делового туризма. И эти программы есть: «Стратегия 2050», программа «Нурлы жол», План нации «100 шагов».

Остаётся надеяться на их скорейшую и эффективную реализацию.

Abacus Central Asia

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube