Бизнес-омбудсмен Рустам Журсунов: У всех предпринимателей одна просьба – дать возможность работать

   Итоги 2020 и прогнозы на 2021
15750

Итоги года для Forbes.kz подвел уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана

Рустам Журсунов
ФОТО: Архив пресс-службы
Рустам Журсунов

Заканчивается год, ставший одним из худших для бизнес-сообщества Казахстана. Как предприниматели справились с карантином, чем им помогло государство, как теперь будут проверять компании и на сколько уменьшатся налоги — в интервью с Рустамом Журсуновым.

F: Рустам Манарбекович, вы стали бизнес-омбудсменом за три недели до введения ЧС и карантина. Какие у вас были планы на 2020 и как их пришлось скорректировать?

- Начну с того, что первому бизнес-омбудсмену Болату Палымбетову удалось наладить работу с регионами, в прошлом году началось подписание дорожных карт с акимами областей, в которых нашли отражение все региональные проблемы бизнеса. Были заключены 7 дорожных карт с акиматами Акмолинской, Северо-Казахстанской, Кызылординской, Актюбинской, Западно-Казахстанской, Карагандинской и Мангистауской областей. Я должен был продолжить эту работу, чтобы все регионы были на связи, предприниматели знали о мерах защиты. Но, как вы знаете, пандемия внесла свои коррективы. И в этом году нам удалось подписать дорожную карту с акимом Жамбылской области. Совместно с акиматом и прокуратурой области в целях поддержки и защиты предпринимателей приняты меры по выполнению каждого пункта указанного документа.

Также в этом году была подписана дорожная карта между прокуратурой ЗКО, палатой предпринимателей и областным акиматом.

В период эпидемии COVID-19 предприниматели столкнулись с различными стратегическими и операционными рисками: сжатие спроса и задержки в поставках сырья, увеличение затрат, недостаточное материально-техническое обеспечение, проблемы, связанные с охраной здоровья и безопасностью труда сотрудников, дефицит ресурсов и проблемы с логистикой и расчётами на уровне импорта и экспорта. Поэтому нам пришлось фокусироваться на этих злободневных вопросах бизнеса.

Все хорошо понимают, что особенно значимо каждое работающее предприятие и важно сохранить каждое рабочее место в это нелегкое время. В этой связи офис бизнес-омбудсмена первым делом подготовил рекомендации для предпринимателей по защите своих прав в сложившейся ситуации с COVID-19.

Этот кризис, думаю, послужит встряской отечественного бизнеса. Его уроки должны быть учтены в будущем.

F: Назовите свой главный успех за 2020 и главную неудачу.

- COVID-19 обнажил и усилил существующие проблемы бизнеса. Он поставил сложнейшие задачи перед правительством. Нужно признать, что в самом начале года наши ожидания были намного хуже. Но благодаря оперативным мерам правительства нам удалось минимизировать риски. Понятно, что не обошлось без перегибов.

Правительство страны поддержало инициированные нами предложения, и бизнес-сообщество выражает за это огромную благодарность.

Еще один положительный пример – снижение массовых штрафов за нарушения режима ЧП и карантинных мер. Доходило до того, что к предпринимателям применялся арест за отсутствие масок и дезковриков. Совместно с Верховным судом, Министерством внутренних дел, Минздравом выработаны подходы по минимизации карательной практики за формальные и незначительные нарушения.

Больших неудач, как я считаю, в этом году мы смогли избежать. Напомню лишь, что в рамках внесения изменений в Гражданский кодекс мы предлагали признать обстоятельством непреодолимой силы карантин и иные ограничительные мероприятия. Однако наше предложение не было поддержано парламентом.

F: Какой бы случай из обращений предпринимателей вы бы выделили особо?

- Практически каждое обращение рассматривается индивидуально. К нам обращаются как по системным, так и по частным вопросам - жалобам. Следует отметить, что практически 80-90% жалоб могут и должны решаться на региональном уровне. К сожалению, сегодня не всегда на местах решаются такие вопросы. Приходится подключаться.

К примеру, в Акмолинской области летом этого года ГАСК не согласовывал ввод в эксплуатацию двух новых многоэтажек. Шли месяцы, предприниматель не мог реализовать недвижимость, расплатиться с кредитами, написал не одну жалобу, но внятного и мотивированного ответа на вопрос - почему же он по закону не может ввести дома в эксплуатацию - ГАСК так и не дал. В такой ситуации мы в рамках работы проектного офиса Protecting business and investments (это совместный проект НПП РК «Атамекен», офиса бизнес-омбудсмена и Агентства по противодействию коррупции) на республиканском селекторном совещании спросили представителей ГАСК и акимата: в чем же дело? Последовал ответ, что чиновники переживают за безопасность граждан в связи с тем, что рядом строятся еще два отдельно стоящих дома. И только после такого совещания согласовали государственную регистрацию двух уже построенных домов!

Конечно, предприниматель высказал благодарность в наш адрес, но финансовые потери, которые он понес, чиновник из своего кармана не вернет, упущенное время и возможности никто не восстановит, а самое неправильное, на наш взгляд, - это чувство безответственности, которое порождает, в свою очередь, неправомерные действия или бездействие в отношении бизнеса.

Еще один случай произошел в Карагандинской области. Во время полицейского рейда в Сарани стражи порядка выявили магазин, где отсутствовал коврик. Женщина признала вину и обещала купить этот коврик в ближайшее время. Она просила не сажать ее в камеру, поскольку она ухаживает за пожилыми родителями. Но судья, несмотря на раскаяние, отсутствие отягчающих обстоятельств и каких-либо опасных последствий, арестовала ее на сутки. Предпринимательница обжаловала постановление суда первой инстанции и добилась его пересмотра. И это не единичный случай привлечения к ответственности представителей малого бизнеса за «нарушение режима ЧП» - власти порой «переусердствовали» с наказанием.

В Верховном суде нас поддержали, признав, что перегибы недопустимы и подвергать аресту необходимо лишь в исключительных случаях – когда допускаются массовые мероприятия, тои или полностью игнорируется запрет на работу в ночное время. И эта позиция была доведена до всех судов страны, а за незначительные и формальные нарушения в отношении предпринимателей чаще стала применяться такая мера как предупреждение, в некоторых случаях штраф в 10 МРП (26 510 тенге).

F: В каких цифрах выражается деятельность уполномоченного по защите прав предпринимателей за год?

- За 11 месяцев 2020 года в наш адрес поступило 4535 обращений по линии защиты бизнеса, из них 1829 обращений (40,3%) решены положительно. Сумма защищенных имущественных прав предпринимателей составила более 34 млрд тенге.

По сравнению с аналогичным периодом 2019 года отмечается рост числа обращений на 5%. Наибольшее количество жалоб касается следующих сфер:

- гражданско-правовые споры – 370;

- закупки – 373;

- законотворческая деятельность – 341;

- административные барьеры – 398;

- налогообложение – 304.

Треть всех жалоб была связана с пандемией. С начала введения чрезвычайного положения обработано более 144 тыс. обращений и вопросов от предпринимателей. В большинстве случаев затрагивались хозяйственно-экономические вопросы: разрешение на работу и передвижение, пропуска, предельные цены, комуслуги, налоги, социальные выплаты и т. д. Офисом бизнес-омбудсмена в госорганы, правительство, парламент направлено более 50 инициативных писем по решению проблем бизнеса в целях минимизации ущерба.

Опросы показали, что 60% предпринимателей были вынуждены нарушать договорные обязательства (5 787 субъектов, с 12 марта по 6 апреля т.г.). По приблизительным оценкам, потенциально могло возникнуть более 1 млн разбирательств, которые легли бы громаднейшей нагрузкой на судебную систему. Остро встал вопрос о признании режима ЧП форс-мажорным обстоятельством. За период пандемии выдано почти 6 тыс. справок о форс-мажоре. Главой государства было поручено решить этот вопрос, и 3 июля т.г. соответствующие поправки внесены в Гражданский кодекс (ст.359).

F: Какая из мер, принятых правительством, больше всего помогла бизнесу в коронакризис?

- Эффективными мерами господдержки можно назвать введение каникул по уплате налогов, кредитным обязательствам, аренде помещений, возбуждению банкротства, проверкам бизнеса и др.

К примеру, освобождением от налогов и платежей с фонда оплаты труда (до 1 октября 2020 года) воспользовались порядка 700 тыс. предпринимателей из 29 отраслей. От уплаты налога на имущество освобождены сферы туризма, общепита, гостиничный бизнес, а также крупные торговые объекты, торгово-развлекательные центры, кинозалы, театры и спорткомплексы. Предоставлена отсрочка платежей по кредитам МСБ порядка 18 200 субъектам на 222,4 млрд тенге. Одобрено более 3 100 процедур рефинансирования на 86,6 млрд тенге. По программе льготного кредитования МСБ под 8% годовых выдано порядка 3 300 займов на 387 млрд тенге.

Также достигнуты положительные результаты по отсрочке коммунальных услуг. Более 2 тыс. предприниматели получили такую возможность. По объектам госсобственности и квазигоссектора приостановлено начисление арендных платежей. Более 12 тыс. частных арендодателей пошли навстречу арендаторам (снижение аренды, отсрочка).

F: Как бы вы описали ситуацию в бизнесе на конец декабря?

- Многие предприниматели, которые в период карантина «проели» свои и так небольшие запасы, могут поставить точку в своей деятельности. Закрыться могут до 50 процентов такого бизнеса, как рестораны, кинотеатры, предприятия по организации торжественных мероприятий.

F: Какие у вас предложения по помощи бизнесу на данный момент?

- Многочисленные обращения предпринимателей показывают, что всем отраслям необходимы меры господдержки: доступное кредитование, налоговые послабления, новые инвестиции. У всех бизнесменов одна просьба – дать возможность работать, не проводить массовые ограничения по всем отраслям, а сфокусироваться на точечных вопросах в зависимости от каждой конкретной сферы.

Сейчас прорабатываются дополнительные меры поддержки. И мы считаем необходимым введение повторной отсрочки по налогам и социальным платежам для субъектов МСБ, а также упрощенного формата рассрочки по их уплате. Также следует расширить перечень видов деятельности, по которым применяется освобождение по фонду оплаты труда. Кроме того, требуется компенсация оплаты коммунальных услуг предприятий, деятельность которых ограничена в период карантина, и другие.

14 декабря в Межведомственной комиссии по коронавирусу мы озвучили озабоченность бизнеса по поводу алгоритма работы мониторинговых групп, принятого 7 декабря, и сделали несколько предложений по устранению недостатков алгоритма. Уже 15 декабря нас пригласили в правительство, где и обсуждались детально все поправки. А 19 декабря мы получили протокол МВК и итоговый текст документа. Новый алгоритм включает хоть и не все наши предложения, но все же большую часть проблем он решает.

Одним из главных достоинств нового алгоритма является то, что отныне мониторинговые группы смогут проверять объекты бизнеса по 5 пунктам:

1) несоблюдение требований к ограничению деятельности объекта (режим работы);

2) несоблюдение требований на ограничение проведения семейных, памятных мероприятий (банкетов, свадеб, юбилеев, поминок) и иных мероприятий с массовым скоплением людей;

3) несоблюдение социального дистанцирования;

4) несоблюдение масочного режима;

5) превышение лимита численности посетителей.

Акиматы теперь обязаны будут перед выходом мониторинговых групп публиковать их персональные составы на своих сайтах, а члены мониторинговых групп – предъявлять служебные удостоверения при наличии. Предприниматели смогут проверить, действительно ли к ним пришла легальная мониторинговая группа.

F: Как вы оцениваете законодательные изменения, произошедшие в 2020 году?

- Несмотря на ограничения, законотворческая деятельность в стенах парламента в уходящем году была весьма активной, принято 49 законов.

Например, в июне президент страны Касым-Жомарт Токаев подписал новый Административный процедурно-процессуальный кодекс, который направлен на защиту прав граждан и юридических лиц в суде. В рамках АППК решен один из немаловажных для субъектов предпринимательства вопросов: гражданские иски о возмещении ущерба, причиненного административным актом или действием административного органа, будут рассматриваться также административным судом в рамках основного разбирательства по оспариванию административного акта или действий административного органа. Кодекс начнет действовать с 1 января 2021.

Принятый в июле закон по вопросам ипотечных займов в иностранной валюте, совершенствования регулирования субъектов рынка платежных услуг, всеобщего декларирования и восстановления экономического роста также важен. Основными целями законопроекта являются снижение долговой нагрузки валютных ипотечных заемщиков и исключение валютного риска в будущем, а также совершенствование регулирования деятельности небанковских финансовых организаций и платежных систем.

Внесены изменения в пункт 2 статьи 359 Гражданского кодекса, в котором к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажорным обстоятельствам) был отнесен режим чрезвычайного положения. За период пандемии выдано почти 6 тыс. справок о форс-мажоре. Без признания форс-мажором карантина, предприниматели были вынуждены обращаться в судебные органы в целях освобождения от ответственности за нарушения договорных обязательств (освобождения от санкций).

Главой государства 10 декабря подписан Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» и Закон РК «О введении в действие Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)». Основные изменения:

- введен новый специальный налоговый режим в виде уплаты розничного налога в размере 3% от дохода за квартал (вместо КПН/ИПН); режим будет действовать 2 года (с 2021 по 2023) и предусмотрен для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих один или несколько видов деятельности, определенных правительством РК; в рамках данного режима предусмотрено освобождение от уплаты НДС и социального налога;

- внедрен механизм инвестиционного налогового кредита – это возможность в течение определенного срока уменьшать на 100% свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита; налоговый кредит предоставляется по КПН и (или) налогу на имущество сроком до 3 лет; для получения налогового кредита подается заявление и в случае его удовлетворения заключается соглашение;

- ограничения по предоставлению налогового кредита предусмотрены для субъектов, применяющих специальные налоговые режимы, производящих или реализующих подакцизную продукцию, осуществляющих деятельность на территории СЭЗ, недропользователей; в случае нарушения условий в установленные сроки производится уплата отложенных сумм налога и пени (1,25-кратная ставка рефинансирования за каждый календарный день за период от заключения до расторжения соглашения);

- с 2022 года предусмотрено снижение порога для постановки на учет по НДС с 30 000 до 20 000 МРП, то есть с 83 млн тенге до 55 млн тенге;

- для производителей товаров собственного производства по перечню предоставлено право на упрощенный возврат превышения - в размере не более 50% от суммы превышения НДС, сложившегося за отчетный налоговый период

На сегодняшний день при Министерстве национальной экономики РК уже сформирована рабочая группа с участием представителей государственных органов, национальной палаты и бизнес-сообщества, которая начала обсуждение с вопроса снижения нагрузки на фонд оплаты труда. В рамках рабочей группы планируется кардинальное упрощение налогового законодательства, в том числе уменьшение количества налогов и другие изменения, призванные повысить инвестиционную привлекательность.

Все материалы по теме «Итоги 2020 и прогнозы на 2021» вы можете посмотреть по этой ссылке.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить