Бизнес-омбудсмен: госоргану нужно будет доказать каждое требование для бизнеса

10652

Что такое регулирование «с чистого листа» и как оно поможет бизнесу, обсудили в ходе онлайн пресс-конференции, прошедшей в среду, 3 февраля, представители офиса бизнес-омбудсмена и НПП «Атамекен»

Рустам Журсунов
ФОТО: Архив пресс-службы
Рустам Журсунов

- Для бизнеса продолжают действовать запретные и ограничительные меры, - констатировал вначале встречи уполномоченный по защите прав предпринимателей Рустам Журсунов. - Под запретом остаются 10 видов предпринимательской деятельности, ограничены - 84 вида. Сегодня карантинные ограничения затрагивают более 520 тысяч субъектов МСБ, это 70 тысяч юридических лиц и 450 тысяч индивидуальных предпринимателей. Государство предоставило меры поддержки бизнеса, но на сегодняшний день этих мер недостаточно.

Три комнаты для яиц

Прежде всего Рустам Журсунов назвал регулирование «с чистого лица» - реформу, озвученную не так давно президентом.

- Это кардинальный пересмотр госрегулирования, - заявил бизнес-омбудсмен.

Более подробно о регулировании с чистого лица рассказал Ербол Устемиров, советник председателя НПП «Атамекен». На сегодняшний день в Казахстане действует «неограниченное» количество требований (в палате сбились со счета на цифре 1340 требований), многие из которых устаревшие, абсурдные, дублирующие, неизвестные для бизнеса или вовсе невыполнимые. В связи с этим растет число случаев привлечения предпринимателей к ответственности: с 2015 по 2020 - в два раза, с 250 тыс. до более 500 тыс. субъектов, то есть практически каждый третий бизнес был наказан за нарушения.

Теперь же предлагается «перевернуть пирамиду»: все требования должны быть заново, «с чистого листа», прописаны в зависимости от рисков деятельности, касающихся жизни, здоровья, нравственности потребителей, экологии, правопорядка.

- Если есть риски — государство устанавливает требования, если рисков нет - никакого регулирования не нужно, - объяснил Устемиров и добавил: - Кроме того, не должно быть завышенных издержек для бизнеса и государства; следует учитывать применение новых технологий. Например, при производстве кондитерских изделий действует требование иметь три помещения для яиц. Но сейчас есть технологическая возможность хранить и обрабатывать яйца в одном помещении.

Также требования должны быть обоснованными, обеспечивать равенство субъектов предпринимательства, быть открытыми и предсказуемыми, исполнимыми, соразмерными, определенными, стабильными, справедливыми, последовательными и системными, перечислил спикер.

- В чем основной смысл такого подхода? Работа от обратного, - дополнил коллегу Рустам Журсунов. - До 1 января 2024 все госорганы должны будут прийти на межведомственную комиссию и доказать каждое требование, которое они устанавливают бизнесу. Это самое важное. И у каждого требования будет ограниченный срок действия, регуляторам придется приходить, скажем, раз в 7 лет и доказывать, что их требование до сих пор актуально.

Инструментом станет реестр обязательных требований в сфере предпринимательства. Все госорганы все свои требования к бизнесу обязаны будут включить в реестр. Если какого-то требования там не окажется — автоматически срабатывает правовая гильотина, госорган теряет право проверять исполнение этого требования и наказывать за неисполнение.

Сменится и основной вектор разрешительной и контролирующей систем: с обнаружения и наказания - на профилактику, также будет сужена сфера проверок.

- Нельзя забывать о защите прав потребителя, поэтому мы предлагаем ввести понятие расследования. Например, сейчас если случается отравление, то наказывают конечного предпринимателя, но, возможно, продукт испортился ещё до него. Нужно по цепочке проверить и найти источник, - объяснил Устемиров.

Следующее предложение — полная автоматизация отчетности и интеграция ее с системой управления рисками. Представители бизнес-ассоциации надеются, что это позволит уйти в прошлое толстым стопкам бумаги, без дела пылящимся в кабинетах, и даст возможность проводить аналитику отчетности, чтобы в последующем использовать ее для принятия управленческих решений.

Законопроект с предлагаемыми нормами должен быть внесен в парламент до 1 июня 2021. Пока же, как сказал Рустам Журсунов, есть возможность обсудить и дополнить документ.

- Необходимо пересматривать подходы и к санкциям. Ответственность бизнеса должна четко регулироваться. Сейчас в Кодексе об административных правонарушениях есть 40 составов за нарушения общих правил, хотя последствия этих нарушений, скажем — правил рыболовства или строительных норм — очень разная. Этот процесс должен затронуть техрегламенты и другие правила, - отметил Журсунов.

Пять миллионов на каждом ИВЛ

Второй темой пресс-конференции стала минимизация коррупционных рисков в сфере закупок с помощью портала «Единое окно закупок (ЕОЗ)». Это «окно» собирает информацию обо всех регулируемых государством закупках, дает полную маркетинговую картину рынка закупок в Казахстане с объемами закупа и ценами на товары, работы и услуги (ТРУ) по регионам и отдельным заказчикам.

На сегодня, как сообщил директор ТОО «Центр мониторинга и экспертизы рынка» Серикбек Елшибеков, емкость рынка госзакупок ТРУ - 1 млн 420 тыс. контрактов на 6,5 трлн тенге.

Помимо помощи в организации закупок, на ЕОЗ представлен сервис «Аудитор» для проверки закупок на наличие признаков нарушений. Помимо заказчиков этот сервис успешно используют в своей работе и отдельные контрольные органы. В результате сотрудничества с палатой Антикорупционная служба выявила и предотвратила необоснованное завышенные цен при планировании госзакупок более чем на 22,8 млрд тенге.

- Например, за апрель 2020 по г. Нур-Султану количество закупок с превышением цен составляло 342 договора, а в конце мая показатель был снижен практически в 6 раз и составил уже 59 договоров. Такая положительная динамика наблюдалась практически во всех регионах страны (в общем по стране: апрель - 6297, май — 948), - уточнил спикер.

Портал ЕОЗ позволяет из общего числа закупок автоматически выявлять закупки, имеющие признаки нарушений, и детализировать информацию по ним для более детального изучения.

- В качестве примера хочу озвучить несколько проведенных закупок по завышению медианной цены. Бензин АИ-92 закупили по 252 тенге за литр при медианной цене 145 тенге, завышение на 74%. Заказчик: СШ №17, г. Жанаозен, сумма договора: 2 268 000 тенге, количество: 9000 литров. Экономия составила бы 963 000 тенге. Актуальный на сегодня аппарат ИВЛ закупили по 21 млн тенге за штуку при медиане 16 млн тенге. Заказчик - Курчумская центральная больница. Экономию не сложно посчитать – 5 млн тенге. Или инфекционная больница г. Семея закупила из одного источника 7 штук ИВЛ по 19,2 млн тенге. Экономия составила бы 22,4 млн - то есть более чем стоимость 1 аппарата ИВЛ, - привел показательные случаи Елшибеков.

В целом по Казахстану выявлено более 300 тыс. договоров госзакупок с признаками завышения цен на общую сумму 162,7 млрд тенге.

Частью ЕОЗ стала созданная «Центром мониторинга и экспертизы рынка» аналитическая рейтинговая система «Регион ГЗ». Система позволяет отслеживать эффективность проводимых закупок по ряду ключевых показателей: доля закупок с признаками нарушений в общем объеме закупок, конкурсная эффективность, конкурентность закупок и др.

- Месседж, который мы ходим донести, - эти данные уже открыты, и не только для проверяющих. Мы намерены дать доступ и обучить журналистов пользоваться этой системой, - отметил в заключение бизнес-омбудсмен и подчеркнул: - Вы сами видите, если покопаться, там есть вопиющие факты. Чем меньше организация, чем больше она задействована в социальной сфере, тем больше превышение цен. Есть отклонения на 1000-1200%. А ведь эти деньги могли быть направлены на помощь уязвимым слоям населения, на повышение зарплат.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить