BCG: Казахстан ставит амбициозные цели и уверенно к ним идёт

20812

Ян Дирк Вайбур, глава The Boston Consulting Group в СНГ, дал эксклюзивное интервью Forbes.kz

Ян Дирк Вайбур.

F: The Boston Consulting Group уже более 20 лет работает в странах СНГ. Какая история у BCG в Казахстане?

- Казахстан – не новый рынок для BCG. Свой первый проект мы осуществили здесь уже около десяти лет назад. С тех пор мы работали как в государственном секторе, так и в частном: с горнодобывающими, автомобильными, телекоммуникационными компаниями. В последнее время мы стали еще активнее работать в Казахстане, так как уверены, что это очень перспективный рынок и его ждет много интересных перемен. Мы планируем расширять свое присутствие здесь и с точки зрения набора молодых талантливых людей, чтобы готовить новую смену консультантов.

Мы уже доказали свою долгосрочную заинтересованность в работе на рынках стран СНГ: например, наш московский офис в этом году отмечает 20-летний юбилей. Так что мы с оптимизмом смотрим на наше будущее в Казахстане.

F: То есть для международных консалтинговых компаний сейчас самое время выходить на местный рынок?

- Мы чувствуем, что услуги консультантов востребованы. Сейчас в Казахстане происходит много изменений, в том числе в государственном секторе, от которого во многом зависит экономика страны. Мы видим фундаментальные изменения в структуре экономики, стремление к инновациям, к использованию лучших международных практик. Мы наблюдаем, как некоторые национальные компании запускают процессы трансформации. Это как раз те вопросы, где могут быть полезны экспертные знания и опыт стратегических консультантов.

Взять тот же финансовый сектор: происходят значительные изменения, и это означает, что конкурентам нужно продумать, как оставаться в игре: пересмотреть стратегии, улучшить операционные процессы. Привлекая консультантов, клиенты могут развиваться быстрее, чем если бы они делали все самостоятельно.

F: Трудно ли местным клиентам принять помощь со стороны?

- Консультанты приходят, потому что хотят помочь компаниям измениться в лучшую сторону. Любят решать сложные задачи и быстро достигать ощутимых результатов. И мы заинтересованы в том, чтобы процесс изменений проходил быстро и эффективно. Именно поэтому, на мой взгляд, клиенту недостаточно просто осознать, что организации требуется помощь консультантов. Надо быть заинтересованным в результате и быть готовым к изменениям.

Для компаний, которые раньше никогда не сотрудничали с консультантами, совместная работа может оказаться непривычной. Именно поэтому на проектах работают команды, состоящие как из местных, так и международных специалистов: вместе они могут найти наилучшее решение проблем. Идеально, когда сам клиент становится частью команды и работает с нами на всех этапах проекта.

Здесь очень важно доверие – клиент должен доверять консультантам. А консультанты должны завоевать доверие благодаря открытости, честности и результатам проделанной работы. Важно не только говорить клиенту, какие достоинства и перспективы есть у его компании, но и указывать на вещи, над которыми стоит продолжать работать.

F: Какие отрасли экономики Казахстана особенно интересны для BCG?

- Если мы посмотрим на структуру экономики, очевидно, что Казахстан, как и Россия, активно развивается в области природных ресурсов – нефть, газ, добыча полезных ископаемых. Это те области, в которых BCG имеет богатый опыт, накопленный за годы работы с клиентами в разных странах. Еще один сектор, которому мы уделяем большое внимание, – это транспорт и логистика, ведь Казахстан входит в Таможенный союз вместе с Россией и  Белоруссией и занимает стратегическую позицию между Китаем, РФ и Западной Европой. BCG уже осуществила некоторые проекты в этой сфере.

Финансовый сектор активно развивается в Казахстане, и вместе с тем руководители компаний сталкиваются с новыми вызовами. Это означает, что им необходим профессиональный совет, и это прекрасная возможность для консультантов внести свой вклад. Также стоит назвать сектор телекоммуникаций, который активно развивается в странах СНГ. Изменения происходят очень быстро, и помощь таких консультантов, как BCG, необходима многим компаниям.

И разумеется, нужно отдельно отметить государственный сектор. Продолжают разрабатываться долгосрочные планы по развитию страны, и мы видим стремительное движение к поставленным целям, впечатляющую энергию и амбиции.

F: Вы отметили, что правительство ставит перед собой амбициозные цели. Является ли это фактором, который помогает росту экономики?

- Конечно. В прошлом многие страны, богатые природными ресурсами, совершали одну и ту же ошибку: тратили деньги на краткосрочные проекты. На мой взгляд, важно вкладывать деньги, полученные от продажи природных ресурсов, в достижение долгосрочных целей.

Мы видим, что Казахстан ставит перед собой амбициозные цели и уверенно к ним идет. Впечатляет программа, которая позволяет молодым перспективным студентам учиться за границей, чтобы затем вернуться на родину и внести свой вклад в развитие экономики страны. Это прекрасный пример того, как закладывается база для будущего успеха.

На мой взгляд, экономический рост – это вопрос времени, энергии и правильных шагов. Для Казахстана нет причин не показать высокий рост в долгосрочной перспективе. Сейчас украинская экономика нестабильна, российская растет медленно, так что пришло время Казахстану создать привлекательный климат для иностранных инвесторов.

F: В некоторых аспектах вы сравниваете Казахстан с Россией. А можно ли говорить о стране, чей опыт мог бы послужить Казахстану примером?

- Я не верю в то, что одна страна может быть для другой образцом для подражания. Многие страны добились хороших результатов в различных областях, и у них есть чему поучиться. Например, если сравнивать Россию и Казахстан, то мы видим определенные сходства, но есть и много различий. Другой вопрос, что есть вещи, которым стоит поучиться у других стран – например, перенять опыт использования технологий в различных секторах на Западе, включая транспорт и логистику. Также стоит обратить внимание на то, как США развивает предпринимательство, стимулирует людей открывать свой бизнес. Я думаю, стоит взять лучшее из опыта каждой страны и использовать это как базу.

F: Если говорить о работе консультантов, есть ли ощутимая разница между BCG в СНГ и других регионах?

- В первую очередь, мы являемся частью глобальной организации. У BCG более 80 офисов в 45 странах. Глобальность является частью нашей корпоративной ДНК. И что касается подхода наших консультантов к работе, я не вижу большой разницы между разными странами мира, все консультанты – профессионалы в своей области. И есть принципы, которые объединяют всех нас: отношение к клиентам, чьи нужды всегда являются приоритетом для нас, стремление вносить вклад в развитие бизнеса клиентов.

Но, разумеется, у каждого региона, у каждого офиса есть свои особенности, связанные со структурой местной экономики. Если мы посмотрим на страны СНГ, то увидим, что эти рынки очень динамично развиваются. И для нас как консультантов это звучит очень привлекательно, нам интереснее работать в быстро меняющихся условиях, чем со «зрелыми» системами. Здесь мы можем помочь компаниям достичь ощутимого роста.

F: Какие еще особенности вы можете выделить в работе в странах СНГ?

- Люди в странах СНГ хотят перемен и стремятся к ним. Разумеется, не все здесь проходит легко, какие-то страны прогрессируют быстрее других. Я думаю, что Казахстан с его долгосрочным фокусом, с целенаправленным инвестированием в образование и инфраструктуру станет действительно успешным регионом в ближайшие десятилетия. Когда я вижу, что ведется такая масштабная работа, что люди работают ради будущего страны, это заряжает энергией и вдохновляет.

Справка

The Boston Consulting Group («Бостонская консалтинговая группа») — ведущая международная компания, специализирующаяся на управленческом консалтинге.

Основатель компании Брюс Д. Хендерсон (1915—1992), автор маркетинговой модели оценки ассортимента Матрица БКГ.

The Boston Consulting Group заняла 3 место в рейтинге 100 лучших работодателей США, который ежегодно публикует журнал Fortune.

Ян Дирк Вайбур. Старший партнер и управляющий директор. Свою карьеру в BCG начал в 1996. С 2009 работает в московском офисе BCG.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить