Аптека для всего мира

7640

Возможность и ObamaCare подтолкнули гендиректора сети Walgreen к созданию глобального мультимиллиардного альянса с Alliance Boots. Умный ход

Evan Kafka для Forbes
Грегори Уоссон из Walgreen видит мир возможностей для продажи лекарственных препаратов

Когда Грегори Уоссон в январе предстанет на ежегодном совещании Walgreen в чикагском Navy Pier, у него наконец будет ответ для всех тех ворчащих, седеющих инвесторов. Последние годы они громко волновались, что компании, которая открывает новый магазин с фирменной красной ступкой и пестиком каждые 17 часов, некуда будет развиваться.

Благодаря альянсу с итальянским миллиардером Стефано Пессиной и его сетью Alliance Boots – столь же популярной, как Walgreen, но в Европе – теперь этого вряд ли стоит бояться. Уоссон сейчас на пути создания первой глобальной фармацевтической сети со всемирной покупательной способностью и обширной сетью дистрибуции. «Это определенно наш первый шаг в Европу и дальше», – заявляет Уоссон. Официально его фармацевтическая карьера началась 32 года назад с должности практиканта, во время его учебы на фармацевта в университете Пардью. В 2009 году он возглавил сеть Walgreen. «Это даст международную платформу и сильно ускорит наш прогресс в направлении, в котором мы идем уже два-три года», – уверен он.

И хотя Уоссон не скажет этого, есть еще кое-что: защита от программы ObamaCare. Пока другие фармацевтические компании США вынуждены работать в условиях скупых выплат от Вашингтона, безденежных штатов и страховых компаний, которые не упустят ни копейки, 53-летний Уоссон и 71-летний Пессина надеются обойти эру растущего госконтроля и сделать бизнес на развивающихся рынках. У этих стран есть деньги и потребность в безопасных и эффективных медикаментах. 

«Правительство США покрывает все больше лекарств по рецепту, в долгосрочной перспективе это влияет на финансирование всей фармацевтической сферы, – написал недавно аналитик William Blair Марк Миллер. – Walgreen говорят, что это «возможность роста», но таким образом они еще и уводят бизнес от возможного риска».

В июле было объявлено, что первоначальные инвестиции Walgreen за 45% в Alliance Boots cоставят $4 млрд деньгами и 83,4 млн акциями Walgreen (это делает Пессину самым крупным ее акционером). Компания планирует выкупить всю Alliance Boots в течение трех лет и создать крупнейшую в мире сеть с лекарствами, косметикой и товарами гигиены. На нее придется 10% от всего объема лекарств по рецептам в мире и поставки в 170 тыс. аптек, клиник и больниц. «Они используют имя, которому люди доверяют. Это предотвратит проблемы подделок и прочие, с которыми сталкивались развивающиеся рынки, – говорит Джеффс Джонас, аналитик здравоохранительной сферы в Gamco Investors в Нью-Йорке. – И, вероятно, они сосредоточатся на оптовой торговле».

Желание совпадает с возможностью. Новый отчет исследовательской фирмы IMS Health говорит, что фармацевтический рынок в «странах с переходной экономикой», таких как Китай, Индия и Бразилия, практически удвоит расходы на лекарства – с $194 млрд в прошлом году до $345–375 млрд в 2016-м. 

Программа ObamaCare – это определенно препятствие, и оно не единственное. Walgreen приходится бороться по поводу цен с частными компаниями. Пример – скандал с менеджером, занимающимся лекарствами по рецепту, покрытыми программой медицинского страхования из Express Scripts. Эти распри длились целый год и сильно сказались на традиционно устойчивых доходах Walgreen: если сравнить III квартал 2011-го и III квартал 2012 года, то они упали на 10,8% – с $603 млн до 537 млн соответственно. Тем временем продажи упали на 3,4% – c $18,3 млрд до 17,8 млрд соответственно. 

Из-за скандала многие клиенты перешли к конкурентам вроде CVS, и вернутся ли они обратно, неизвестно. Поэтому многие инвесторы считают, что сейчас неудачное время для слияния – это нагрузит компанию долгами и затормозит выкуп акций. 

«Чтобы профинансировать сделку с Alliance Boots, уровень облигационного займа придется более чем удвоить – $6 млрд против $2,4 в настоящее время», – написала недавно аналитик Citi Дебора Вайнсвиг. – Мы считаем, что Walgreen идет на риски, связанные с ликвидностью акций, стабильностью дохода, волатильностью цены, рейтингом кредитоспособности и финансовой устойчивостью».

Уоссон и Пессина признают все эти тревоги, но заявляют, что именно их партнерство станет прагматичным ответом на растущие цены в сфере здравоохранения по всему миру. Пессина, в частности, считает, что Китай и другие азиатские страны готовы для партнерства с более крупными игроками вроде Alliance Boots и Walgreen. 

В Китае, например, после создания Alliance Boots, совместного предприятия с Guangzhou Pharmaceutical Corp., правительство дало доступ к дистрибуции медикаментов, что привело к договоренности с больницами на эксклюзивных условиях. 

Выросший Walgreen мог бы также воспользоваться средой более низких цен и создать фирменную продукцию на развивающихся рынках как для своей аптечной, так и для косметической ветви.

«Пока фирменный товар отличается качеством, материалы можно брать прямо в Азии, и это положительно скажется на цене», – считает Джонас. 

Сейчас Walgreen сосредоточится на подготовке, ограничивая распространение новых магазинов с привычным красным «W’s», пока Пессина и Уоссон выступят дипломатами на растущих рынках и подготовят почву для большого шага.

«Мы находимся на пути к тому, чтобы стать по-настоящему глобальным оператором», – говорит Пессина. Учитывая неопределенность в сфере здравоохранения в Америке и финансовый кризис в Европе, это явно было бы неплохо.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить