Алматинцев волнуют плевки на тротуарах, загрязнение воздуха и кредиты «ради понтов»

8319

Эти и множество других больших и малых проблем выявило исследование, проведённое по проекту Órkeniet алматинского пилотного отделения Impact Hub

Многоразовые сумки для покупок
Фото: Татьяна Панченко
Многоразовые сумки для покупок

Órkeniet — одно из начинаний Impact Hub Pilot Almaty, площадки для развития социального и творческого предпринимательства. Impact Hub — часть глобальной сети, состоящей из 100 хабов с 16 тыс. членов. В Алматы площадка открылась несколько месяцев назад, но уже есть интересные и значимые результаты работы, которые были представлены на встрече 5 декабря.

Надежда Червякова
Надежда Червякова

Как рассказала куратор по работе с сообществами Надежда Червякова, сначала в Impact Hub пытались сами придумывать проекты по решению проблем и предлагать их активистам, но не нашли отклика у городских сообществ. Тогда они решили создать «реестр городских задач», проанализировать их, найти причины, выяснить, можно ли воздействовать на эти причины и кто это может сделать, а также каковы будут последствия, если ничего не делать. И только потом представить на суд всех заинтересованных сторон: сообществ, бизнеса и государства.

- Реестр, который мы представили – это ещё не итог проекта. Мы сохранили в нём стилистику ответов на опрос, и понимаем, что этот документ простой и в то же время близкий людям. Матрица категорий, которая получилась для каждого города индивидуальной, дала понимание, на какой стадии жизненного цикла находятся Алматы и Астана. Этой матрицей может пользоваться сектор корпоративной социальной ответственности, выбирая инициативы; может пользоваться активист, желающий инициировать проект; могут пользоваться представители государственного сектора, понимая, что именно в нем отражено то насущное, на что откликается каждый из нас без разделения на сектора деятельности, - объяснила проектный менеджер Зарина Биюмбаева. - Продолжением проекта станет создание онлайн-платформы, на которой будут представлены инициативы бизнеса, государства, НПО и сообществ. Мы же готовы выступать коммуникаторами, готовить стороны к конструктивному диалогу и анализировать уровень зрелости и степень состоятельности проектов.

Чтобы найти болевые точки, инициаторы опросили больше 800 горожан, госчиновников и бизнесменов. Выяснилось, например, что для алматинцев более актуальны проблемы с транспортом и недостаточная детская безопасность, а астанинцев волнует качество воды и здравоохранение.

Теперь любой горожанин или организация может откликнуться и предложить своё решение проблем, а в Impact Hub ему подскажут, как инициировать проект, кто может стать партнёром и где найти финансирование.

Чтобы собрать все сведения о «действующих лицах» воедино, в хабе обещают в начале нового года запустить специальный сайт-платформу, где будет информация и о проектах, и о грантодателях, и об активистах, и о госорганах.

А пока организаторы встречи, или фасилитации, представили три готовых проекта в области социального предпринимательства.

Михаил Беляков
Михаил Беляков

Экоблогер и экоактивист Михаил Беляков открыл онлайн-магазин Paketamnet. Как следует из названия, соцпредприниматель борется за сокращение производства мусора.

- Наша цель - осознанное потребление: не покупать мусор, не создавать мусор. Что это означает? Например, не покупать продукцию в упаковке. Везде должна быть качественная альтернатива пакетам — ходить в магазин с многоразовыми сумками, - объяснил он, тут же показав такую сумку для покупок.

Сумок и пакетов — множество: есть для фруктов и грязных овощей, для влажных продуктов, сыпучих и т. д.

- Как вы думаете, сколько пакетов мы, семья из двух взрослых и двух детей, сэкономили с мая по декабрь? - спросил он публику и, выслушав версии от 200 до 800, объявил: - 1132 пакета!

Но пакеты — это только часть возможностей. В Европе сейчас распространяется движение «Кофе в свою кружку», ведь стаканчики для горячих напитков тоже наполовину пластиковые.

Михаил призывает отказаться от пластиковых бутылок с напитками, а пока собирает бутылки в своем тренажёрном зале и отвозит их на переработку. Многоразовыми могут быть трубочки для коктейлей (одноразовые, несмотря на размер, вреднее бутылок), бахилы для больниц, даже альбомы и тетради — с глянцевой поверхностью, на которой можно стирать написанное.

Для пищевых отходов Беляков использует... калифорнийских червей. Тысяча червей за два месяца переработала 11 кг отходов.

Paketamnet пока не вышел на точку безубыточности, но его основатель верит, что не одинок в своём стремлении сделать Алматы чище.

Если в первом проекте уменьшают загрязнение твёрдыми отходами, то во втором —The Breath («дыхание») - стараются очистить алматинский воздух. Эдуард Ли и Роман Григорьев в рамках своего проекта намерены производить фильтрующие ткани. Это трёхслойный материал, за счёт естественной циркуляции воздуха очищающий воздух где угодно — и в помещениях, и на открытом воздухе. Если из этой «ткани» сделать рекламные билборды на улицах или строительные сетки, то можно уменьшить смог на 30-50%, считают предприниматели. 10 квадратных метров «ткани» за год очищают воздух от выбросов 5 тыс. автомобилей.

Ещё более эффективны фильтры в помещениях, где они задерживают не только пыль, но и вирусы, которые погибают в антибактериальной «сердцевине». А на верхнем слое можно распечатать, например, географические карты для школ или картины на стены. Для 100 кв. метров помещения достаточно 2 кв. метров фильтрующей поверхности.

- В январе мы запустим собственное производство, - сообщили авторы проекта, добавив, что отработанные фильтры (после года использования внутри и полугода — снаружи) при сжигании превращаются в топливо для машин.

Переработкой занят и третий участник встречи — Данияр Бакимов, его проект называется Rocket Plastic. Взяв чертежи перерабатывающих пластик машин в открытом доступе, Данияр с партнёрами собрали несколько станков и уже вовсю перерабатывают пластиковые бутылки и прочий мусор в оригинальные изделия длительного пользования. Измельчённый и расплавленный пластик застывает в форме контейнеров, органайзеров, настенных часов и т. д. с неповторимым рисунком. Пока вложения составили 1,2 млн тенге собственных средств, на которые запустили 4 станка. Предприниматели надеются «раскрутиться» с помощью дизайнеров, онлайн- и офлайн-магазинов для своей продукции и участия в фестивалях и ярмарках. А также хотят в будущем продавать станки и обучать желающих заняться таким благородным делом.

В заключение встречи организаторы сообщили, что презентация «Реестра городских задач г.Астаны» состоится 13 декабря в Астане, а завершающим этапом проекта станет размещение в открытом доступе «Реестра социальных и экологических задач гг. Алматы и Астана» и «Реестра документов, регламентирующих деятельность в рамках решения этих задач».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить