Совладелец «Меломана» и Marwin: Посматриваем в сторону Дубая

42232

Сооснователь крупнейшей розничной сети в Казахстане рассказал историю бренда и поделился планами по выходу на рынок ОАЭ

Александр Дериглазов
ФОТО: личный архив
Александр Дериглазов

Александр Дериглазов - совладелец сети «Меломан» и Marwin, гипермаркетов «Комфорт», кинотеатра «Арсенал» и базы отдыха Sunrise. В 2022 году Александр впервые оказался в списке богатейших по версии Forbes Kazakhstan, что и стало поводом для приглашения бизнесмена в очередной выпуск Forbes Q&A на YouTube.

В самом начале разговора ведущий проекта, главный редактор сайта Forbes.kz Виктор Бурдин, не мог не узнать о первых ощущениях бизнесмена, когда тот увидел себя в числе богатейших казахстанцев.

- Когда я увидел себя в списке, был очень удивлен. В любом случае такое внимание приятно, и наша компания расценивает это как оценку наших коллективных заслуг. А удивление было потому, что мы как компания не считаем себя очень богатой, - поскромничал в самом начале разговора собеседник.

- Мы считаем, что мы маленькая семейная компания, которая благодаря стечению обстоятельств развилась до того, что у нас есть магазины в каждой области Казахстана, а в этом году мы уже будем праздновать 35-летие компании. Да, мы немного посматриваем в сторону того, чтобы и за границу выйти с нашими магазинами, но в душе мы все так же чувствуем себя маленькой семейной компанией, - пояснил Дериглазов.

После этого герой сюжета поделился историей основания их с братом, Игорем Дериглазовым, компании и рассказал, что все началось с любви к музыке, которую им привила мама.

- У моего брата было хобби, еще в советское время он увлекался музыкой, которая тогда частично даже была запрещенной, а запретный плод всегда сладок. Игорь, будучи очень предприимчивым человеком, как только началась горбачевская перестройка и появилась возможность заниматься частным бизнесом, взял патент на перезапись музыки и начал записывать ее на аудиокассеты, затем выходил на рынок и просто продавал их из чемодана, - вспоминает собеседник.

Александр и Игорь Дериглазовы
ФОТО: личный архив
Александр и Игорь Дериглазовы

Затем братья открыли первый киоск звукозаписи в Усть-Каменогорске, число точек достаточно быстро увеличилось до десятка по всему городу. В тот период и зародился бренд «Меломан».

- У меня тогда было убеждение, что мы будем продавать только высококачественную, хорошую, умную музыку, и я по-юношески был расстроен, когда узнал, что лучше продаются такие исполнители, как «Ласковый май», «Фристайл», «Мираж». А я тогда любил Pink Floyd, «Аквариум», «Алису», «Кино» и хотел продавать только это. Но потом я себя успокоил: ради того, чтобы продавать хотя бы 10% той музыки, которая мне нравится, не будет ничего страшного, если остальные 90% продаж придутся на танцевальную музыку. И в такой пропорции у нас всю жизнь и идут продажи, - говорит бизнесмен.

После киосков братья Дериглазовы занялись продажей техники, даже не подозревая о том, с какой скоростью им в будущем придется менять ассортимент.

ФОТО: личный архив

- Мы начинали с аудиокассет – этот формат умер, и на смену пришли компакт-диски. Они умерли – появились DVD. Мы даже купили завод по производству DVD, потому что думали, что раз у нас заключены контракты с ведущими голливудскими компаниями на продажу лицензионных фильмов, то старость наша обеспечена – покупаем завод и отвоевываем прочные позиции на рынке кино и музыки. Только это все состоялось, завод вышел на проектную мощность - пришел интернет, и эра физических носителей подошла к концу. Нам снова пришлось перестраиваться. Наши же партнеры из компании Disney подсказали, что они не так много зарабатывают на прокате кино, сколько на продаже игрушек киногероев. Тогда мы подумали, что было бы логично, если рядом с DVD-фильмом будут и игрушечные персонажи из него. И мы стали добавлять игрушки, книжки, и из магазина кино и музыки мы стали превращаться в магазин с более разнообразными категориями товаров. Последнее, что из крупного мы добавили, – это сладости, которые уже занимают 13% в нашем обороте, - рассказал Александр Дериглазов.

Вспомнив все этапы становления переменчивого бизнеса, не забыв и про эпоху пиратства и борьбы с нарушителями авторских прав, собеседники перешли к текущему положению дел. Виктор Бурдин поинтересовался, как на бизнес повлияла война в Украине.

- В первое время мы были сильно напуганы, потому что понимали: логистические цепочки будут рушиться и произойдут изменения в стоимости доставки товаров и самой продукции. Так и случилось, - сетует Дериглазов.

Бизнесмен рассказывает, что сложности с поставкой товаров сохраняются по сей день: мало того что цены на логистику выросли в разы, так еще и самих поставщиков порой днем с огнем не сыщешь, отчего бывают перебои в поставках, а это уже начало сказываться на ассортименте. Но, по словам Александра Дериглазова, самое неприятное в этой ситуации то, что они вынуждены существенно поднимать цены и в своих магазинах и «предлагать товары по той цене, которую еще полгода назад даже не могли себе представить». На просьбу ведущего привести пример бизнесмен ответил так:

- Я не знаю товаров, которые за последний год не выросли бы в цене на 30%, и знаю товары, которые в закупе выросли на 200%. В первую очередь это стройматериалы. Растут в цене также книги и игрушки. Где-то на ценообразовании сказался прыжок с курсом, но больше всего влияет логистика - она дает самое большое увеличение в цене.

Но есть у этой ситуации и обратная сторона. Александр говорит, что с началом геополитических событий они опасались падения спроса, но пока этого не произошло. Напротив, в магазинах растет число покупателей, в том числе за счет переехавших в Казахстан россиян, украинцев и белорусов.

- В наших магазинах «Комфорт» они покупают себе товары для дома, которые делают их временное жилье более уютным. В «Меломане» они же покупают «эмоциональные» товары. Прямо чувствуется, что много таких покупателей, – рассказывает бизнесмен.  

Во время интервью герой выпуска также поделился планами развития, отметив, что сейчас, помимо расширения сети своих магазинов внутри страны, посматривают и в сторону новых рынков, например ОАЭ.

- Маленько начали мечтать о Дубае, потому что видим, что страна очень удобная для открытия каких-то стартапов, магазинов. Даже слышал такие слова, что «вы своими магазинами «порвете» Дубай», - смеется Александр Дериглазов и уже серьезно продолжает: - Конечно, нам хочется в это верить. После январских событий мы ничего особо не делаем, взяли паузу в развитии. Но в сторону ОАЭ посматриваем и думаем, что с нашим подходом реально и там тоже иметь магазин.

В ходе интервью собеседники также обсудили перспективы развития казахстанской киноиндустрии и будущее рынка дубляжа голливудских фильмов на русский язык; поговорили о том, уйдут ли с прилавков бумажные книги и чем удивляет бизнесмена спрос современных меломанов; подняли вопросы казахстанского сервиса и поведения клиентов. Герой выпуска также поделился советами о том, куда поехать в путешествие по Восточно-Казахстанской области, рассказал, как там обстоят дела с развитием туризма и почему Дериглазов хотел бы стать «королем туалетов». Об этом и многом другом узнаете в интервью на нашем YouTube-канале.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить