Аблай Мырзахметов: За Gulnar Tour и Travelsystem никто даже не извинился

В ходе прошедшего на днях заседания дискуссионного клуба «Атамекен» НПП РК эксперты поделились мнениями том, как изменить правила игры в туристской сфере. Политологи, общественники, предприниматели, госчиновники – все те, кому небезразлична судьба отрасли, собрались для того, чтобы ответить на вопросы: кто виноват в том, что произошло с печально известными туроператорами Gulnar Tour и Travelsystem, и что делать, чтобы такие ситуации не повторились с другими турфирмами?

Фото: НПП РК
Аблай Мырзахметов.

Дискуссия сразу же приняла решительный оборот. Все спикеры желали высказаться, спорили, а иногда даже перебивали друг друга. Председателю правления Нацпалаты предпринимателей «Атамекен» Аблаю Мырзахметову такой настрой коллег понравился. Он отметил, что «иначе эти проблемы никак не решить», нужно искать выходы вместе, в дискуссии, пусть даже чересчур эмоциональной.

Аблай Мырзахемтов выделил основные моменты проблем выездного туризма, на которых стоит заострить внимание.

«Первое, что дало разделение «туроператор – турагент»? Второе - это тема, которая наболела, много шума было – чартерные рейсы. Хорошо ли, что мы это закрыли? И третье, самое главное - это вопрос о том, как застраховать туриста на случай форс-мажора?», - поставил задачу дискуссии председатель правления НПП.

«Мы должны ужесточить требования к лицензированию - мое мнение таково. Второе - надо понять все взаимные претензии по поводу страхования. Либо создавать за счет самих участников рынка некий компенсационный фонд», - добавил Аблай Мырзахметов.

Денис Кривошеев.

Представитель Ассоциации туристских агентств Казахстана Денис Кривошеев предложил создать два резервных фонда для туристов и отменить понятие гражданско-правовой ответственности. Эксперт считает, что необходимо перейти к вмененному страхованию.

«Давайте перейдем к вмененному страхованию, которое будет страховать туристический договор. Что нам это дает? Во-первых, это отменяет вопрос: когда человек становится туристом? С момента подписания договора человек уже получает защиту от неисполнения этого договора», - пояснил он.

При этом эксперт отметил, что ГПО для агента должна остаться. «Все члены туррынка обязаны состоять в ассоциациях, саморегулирующих организациях. Более того, мы предлагаем единую организацию, которая будет объединять все туристические компании на рынке», - сказал он.

Кривошеев заявил, что необходимо создать два резервных фонда. «Первый резервный фонд – операторский. Это сумма, которая является депозитом, для подстраховки своей деятельности, чтобы страховые компании понимали, что есть резервный фонд. Что-то типа фингарантии. Второй фонд – это открытый фонд взаимопомощи. С каждой туристической путевки, с каждого туриста изымается небольшая сумма, в районе доллара, которая уходит в фонд», - пояснил он, добавив, что также нужно создать единую регистрационную систему продаж турпродукта в реальном времени.

Юрий Соболь.

Член рабочей группы Казахстанской туристской ассоциации Юрий Соболь, выступая на заседании, сообщил, что туристская ассоциация и Ассоциация страховщиков Казахстана подписали Меморандум о совместной работе и ведут диалог о создании фонда. «Когда КТА выйдет с предложением в НПП по созданию этого фонда, в управлении этими деньгами в том числе стоит и НПП, и департамент туризма. Потому что мы четко понимаем, что финансы должны контролироваться и с государственной стороны», - сказал он.

Глава НПП Аблай Мырзахметов, в свою очередь, предостерег участников дискуссии. «Если вы что-то фондируете – вы это переложите на потребителя, вы не из своего кармана будете обеспечивать существование этих фондов, страхование и так далее. Давайте это тоже будем учитывать. Сегменты разные. Кто поедет на Иссык-Куль – это одна категория, кто на Маврикий – другая. Нужно, наверно, не так шаблонно подходить, какая-то градация должна быть», - отметил он.

«Еще один момент – моральный. Это же люди. Никто не извинился за случай с Gulnar Tour, с Travelsystem. А по-хорошему - надо было, люди пострадали, это наши клиенты», - добавил Аблай Мырзахметов.

Директор туристской фирмы «Гелиос» Айгуль Сатжанова в своем выступлении попыталась разобраться, почему произошли всем известные инциденты с компаниями Gulnar Tour и Travelsystem.

«Почему обонкротилась Travelsystem? Во-первых, это началось 5 лет назад. Это был гражданин Болгарии, который пришел на казахстанский рынок, On Travel, затем был гражданин Турции – компания Avis Travel, дальше опять граждане Турции - Qualitum Travel, в прошлом году Gulnar Tour - единственный резидент РК. Очень жаль, что его разорила не его работа, а наши законы и наш Комитет гражданской авиации. Что касается компании Travelsystem, её хозяин – гражданин Чехии. Давайте делать выводы. Почему к нам приходят иностранные компании и увозят миллионы долларов, а наши граждане – агентства и туроператоры – здесь на месте страдают?», - заявила она.

Сатжанова считает, что сегодня чрезвычайно просто получить лицензию на открытие турфирмы, из-за чего впоследствии страдает качество услуг и безопасность клиентов.

«Лицензия получается очень просто: в электронном виде отправляется заявка в ЦОН. Можно прийти, заплатить лицензионный сбор. Когда-то лицензию выдавал Комитет по туризму. Вы не представляете, из разных городов люди приезжали и подтверждали свою финансовую состоятельность. И в то время не возникало таких случаев. Потом этот вопрос отдали в ведение акимата, потом обратно в комитет, сейчас обратно отдали в акимат. Что сейчас мы видим? В акимате сидит человек, который далек от туризма,  а перечень докуметов такой, что получить туристическую лицензию очень просто», - сказала предприниматель.

Тимур Дуйсенгалиев.

Также свое видение проблемы озвучил директор Департамента индустрии туризма Министерства по инвестициям и развитию РК Тимур Дуйсенгалиев.  Он назвал три краеугольных камня рынка – туроператор, авиакомпания, страховая компания.

«Эти три базовых вопроса мы должны решать. У нас было совещание в министерстве, которое инициировала депутат Романовская. Там ставился вопрос по авиакомпаниям. Почему авиакомпания позволила своему фрахтователю продавать билеты до сентября? В итоге турагенты остались с носом. Рейса нет, отели проплачены, они сейчас вынуждены покупать «регулярку», что обходится очень дорого. Соответственно, они несут убытки», - задался вопросом глава департамента.

В МИР пообещали, что свяжутся с главой «Эйр Астаны» Питером Фостером и постараются урегулировать этот вопрос, потому что, по их мнению, авиакомпания в этом отношении несла определенную ответственность. «Эйр Астана», безусловно, знала, что у Travel System есть проблемы с авиакомпанией SCAT. SCAT, когда у него возникли долги, тоже должен был каким-то образом послать сигнал рынку, что туркомпания - неблагонадежная. У нас как уполномоченного органа не было инструментов выходить с заявлениями и начинать какого-то рода проверки. То есть, я считаю, рынок сам в этом виноват», - заявил директор департамента.

Дуйсенгалиев привел в пример Турцию, отметив, что там условия для турбизнеса намного жестче. Чиновник считает, что нужно ставить вопрос о пороговых значениях входа на рынок туруслуг. «В Турции, которая в развитии туристской отрасли намного опережает Казахстан, для того, чтобы просто открыть офис, поставить 3 стула, стол, компьютер, сразу же на депозит кладется не менее $20 тыс. – это взнос самой маленькой компании», - сказал он.

Свое предложение глава департамента высказал довольно категорично. «Здесь, я считаю, нужно поступать достаточно жестко. То есть не надо бояться, что какая-то часть турагенcтв или туроператов уйдет с рынка. Наша задача – обеспечить нормальный качественный и по возможности недорогой сервис для наших граждан», - заявил представитель министерства. Вопрос лицензирования, отметил Дуйсенгалиев, будет решаться, требования будут ужесточены.

Представитель госоргана также ответил на критику Сатжановой по поводу иностранных игроков на туристском рынке Казахстана.

«Прозвучал вопрос о том, что зарубежные фирмы миллионами выводят деньги. Наши тоже миллионами платят эти деньги туда же, за рубеж. Допустим, крупный глобальный оператор типа германского TUI, который владеет собственным флотом самолетов, морским флотом, гостиницами, - если он придет сюда и предложет хорошие условия, думаю, надо этому только радоваться гражданам Казахстана. В этом отношении говорить, что надо поддерживать только местного производителя, - неправильно. Это не выход. Это вы должны работать лучше и выдерживать эту конкуренцию», - обратился он к бизнесменам.

Аблай Мырзахметов попросил Дуйсенгалиева не перекладывать вину на участников рынка, а всех участников дискуссии призвал ускорить процесс решения проблем отрасли в законодательном плане. «Говорить, что «вы сами виноваты», - это проще всего. Саморегуляция – это серьезный инструмент, но готовы ли мы к этому сегодня? Сейчас у нас мало времени, в разгаре курортный сезон. Что нам делать, чтобы закончить его без катаклизмов? Осенью нужно заходить с поправками, чтобы в марте уже получить все правила игры», – сказал он.

«Согласен, у нас есть время до конца года, до следующего сезона, чтобы провести закон как срочный. Если мы его запустим в сентябре, то где-то к декабрю скорее всего мы его примем», - сказал Дуйсенгалиев.

Аблай Мырзахметов, в свою очередь, отметил, что нужно не просто дискутировать, а готовить конкретные решения в срок. «Это нормально, что идет обмен мнениями, мы за это. А как найти решение? У нас во многих отраслях такая же проблема, идеального решения там нет, только общаться и искать компромисс – больше никак. Давайте обсуждать конкретный проект и вносить туда предложения», - заявил он.

«У меня предложение, давайте, чтобы к 1 июля у нас – у регулятора и у НПП - были предложения всех заинтересованных сторон. Можно создать общественный совет. Нам нужно мониторить эту тему постоянно, пока мы не примем, наконец, этот закон», - сказал на это Дуйсенгалиев.

Эдуард Полетаев.

Модератор дискуссии - политолог, руководитель общественного фонда «Мир Евразии» Эдуард Полетаев, в свою очередь, заметил, что «не нужно искать виноватых, нужно сделать так, чтобы подобных прецедетов не было».

«У нас очень часто начинается поиск виноватых. В любом виде бизнеса, не только в туристическом, есть такие сложности. Для этого, Аблай Исабекович (Мырзахметов. – F) правильно сказал, и нужна Нацпалата, чтобы она функцию лоббистов выполняла. А у нас как только возникает проблема в той или иной сфере бизнеса, мы говорим об ужесточении, о повышении этого порога. Но не забывайте: если с точки зрения государства смотреть, политика у нас ведется о все большей открытости, развитии малого и среднего бизнеса. Мы не можем сделать особые условия для местного бизнеса в ущерб иностранным инвесторам, тогда у нас рейтинг привлекательности упадет, если мы будем говорить: «А почему какие-то болгары или турки заходят на туристический рынок?». Мы вступаем в ВТО, это турбизнеса тоже касается. Вполне вероятно, что более крупные игроки придут», - сказал Полетаев.

Свое мнение выразил также политолог Марат Шибутов. «Я скажу немного отвлеченную вещь. У вас 2,5 тыс. компаний и 300 тыс. выездных туристовэто 120 человек на каждую компанию в среднем. Это не рынок! 5-10 человек откажется - и вы пойдете вниз. Во-первых, вы все забываете говорить о том, что у нас рынок падающий, доходы населения падают - будет не 300 тысяч, а 250», - заявил он.

Эксперт попросил участников дискусси не забывать о том, что Казахстан выступает за концепцию «открытого неба», из чего логично вытекает вопрос об увеличении количества регулярных туров и снижении популярности чартеров. «Проблемы надо решать сразу. Без внутреннего туризма вы обанкротитесь. Отрасль реально стоит перед крахом», - добавил он.

«Марат, на самом деле эта роблема характерна не только для казахстанского рынка, - обратился к коллеге Полетаев. - В России, например, турфирмы постепенно переходят на динамические пакеты. То есть, к примеру, они заказывают чартер (все равно чартеры будут пока дешевле, особенно на популярные направления вроде Турции), а остальные вещи по Booking.com (портал для бронирования отелей по всему миру. – F) турист смостоятельно заказывает, поэтому покупает у туркомпании только перелет из точки «А» в точку «В». Второй момент: в онлайн по-любому нужно уходить, там будущее, и, может быть, турфирме нужно выкупать отель полностью, договор подписывать, чтобы в результате у нее цены были дешевле, чем у Booking.com», - предположил он.

Модератор дискуссии закончил свою мысль на позитивной ноте. «Выход найдется, безусловно, и люди будут ездить. Туркомпании выживут, им просто нужно немного поменяться. Турбизнес всегда был динамичным рынком», - сказал он.

По итогам заседания стороны поддержали предложение создать общественный совет на базе Департамента индустрии туризма МИР РК. 2 июля мы связались с Дуйсенгалиевым. Он сообщил, что пока предложения в департамент только от АТАК и Ассоциации страховщиков. От Национального банка реакции не последовало. «Есть заинтересованность бизнес-ассоциаций. Поступившие предложения требуют детальной проработки с тем, чтобы переложить их на юридический язык. Нам с НПП сейчас надо решить, кто этим будет заниматься», - отметил он.

Дуйсенгалиев отметил, что в департаменте будут ждать предложений всех заинтересованных органов до 7 июля. «Время не ждет, мы будем форсировать этот вопрос, снова сделаем рассылку с просьбой прислать свое видение решения проблемы», - добавил чиновник.

Предложения по совершенствованию законодательства в сфере туризма можно высылать на электронный адрес e.assanova@mid.gov.kz. Телефоны: 87172 75 44 27 – Эльвира Асанова, 87172 75 44 26 – Олжас Баржаксынов.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
 

Статистика

11680
просмотров
 
 
Загрузка...