Аблай Мырзахметов обозначил ключевые темы развития МСБ

7990

Вопросы развития предпринимательства, включающие налоговую политику, кредитную систему и улучшение делового климата в регионах, озвучил в ходе расширенного заседания президиума Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» председатель правления нацпалаты Аблай Мырзахметов

Аблай Мырзахметов
Фото: архив пресс-службы
Аблай Мырзахметов

Он отметил, что «Атамекеном» было выделено 5 основных блоков развития целевой экономической модели, включающей денежно-кредитную и налоговую политику, снижение участия государства в экономике, повышение эффективности мер госсподдержки, а также деловой климат в регионах. 

- Кредитование стагнирует. Буквально недавно прошёл Конгресс финансистов, где мы услышали от профессиональных участников о ситуации. По сравнению с 2016 годом почти на триллион снизилось кредитование реального сектора. В целом если портфель около 13 трлн, то потребительское кредитование растёт, сокращается реальный сектор, - подчеркнул Мырзахметов. 

Именно по этой причине растет объём прямой финансовой поддержки бизнеса за счёт бюджета, через программы субсидирования и обусловленного размещения. 

Вторая проблема – высокая волатильность курса тенге, которая сдерживает инвестиции в новые проекты. С февраля 2018 курс тенге ослаб на более чем на 16% - с 319 тенге до 371 тенге. По словам председателя правления «Атамекен», главная задача – «понять, к чему привязан курс». Решение, предложенное нацпалатой, включает в себя двойной мандат Нацбанка, снижение регуляторных требований, повышение определённости по курсу тенге, целевое финансирование ключевых отраслей, признание договоров ГЧП и Off-take контрактов «твёрдым» залогом, развитие фондового рынка и расширение микрокредитования. 

Что касается налоговой политики, то с 2018 вступил в действие новый Налоговый кодекс, где предусмотрены новая структура, принцип добросовестности, а также отмена санкций при отзыве разъяснений.

В отношении малого и среднего бизнеса сохранены порог по НДС, действующие специальные налоговые режимы для МСБ. Снижена ставка соцналога с 11% до 9,5%.

Улучшено налоговое администрирование, в том числе сокращены основания налоговых проверок, введён добровольный контрольный счёт НДС, сокращён срок исковой давности с 5 до 3 лет, введена трёхвекторная система управления рисками (СУР).

По предложению НПП «Атамекен» решён вопрос передачи КПН от МСБ в местные бюджеты. Ожидается, что данные поправки могут вступить в силу с 2020.

- Была установка, что этот налоговый год пройдет, актив определённый накопим, в следующий году будем обсуждать. Это нагрузка на ФОТ, простого решения нет. Бизнесу было бы удобнее, чтобы все платежи объединить в единый налог и посмотреть по его ставке. Это поможет стимулировать выход бизнеса из тени, - подчеркнул в ходе доклада Аблай Мырзахметов. 

Отмечается, что объединение в единый налог снизит нагрузку на МСБ до 20-25% (сейчас 32%). Цена вопроса – 500 млрд тенге (отмена соцналога). Следующим пунктом стала оптимизация числа налогов, плат и сборов. Предварительный анализ показал, что количество налогов может быть сокращено с 13 до 7. 

Аблай Мырзахметов подчеркнул, что в вопросе налоговой стимуляции для вывода бизнеса из тени у Нацпалаты есть полное понимание с Министерством нацэкономики, и в будущем будут внесены соответствующие поправки в налоговое законодательство.

- Снижение участия государства в экономике постоянно находится в поле зрения. Тем не менее цифры говорят о том, что сегодня 25 тыс. госпредприятий есть. Уровень остался как в предыдущие годы, - прокомментировал вопрос госучастия спикер, подчеркнув, что активы трёх госхолдингов составляют более 30 трлн тенге, или 52% ВВП.

Касаясь вопроса повышения эффективности мер господдержки, Аблай Мырзахметов напомнил, что по Предпринимательскому кодексу существует 90 мер господдержки, которые «разбросаны» по 56 операторам. За 2015-2017 по ним было выделено 1,4 трлн тенге. Одной из главных проблем на сегодня является отсутствие координации между операторами, а также мониторинга и анализа эффективности.  

- За 5 лет выросли в 3 раза субсидирование сельского хозяйства. Урожайность зерновых, масличных и молока-мяса - ненамного. Фактически урожайность по растениеводству на том же уровне осталась, по молоку и мясу рост есть, потому что это не гектарные субсидии, а на единицу, - отметил он, подчеркнув, что необходимо уходить на горизонтальные меры и удешевлять кредиты, а также больше повышать агрокомпетенцию и доступ к инфраструктуре. 

По итогам паспортизации из 2,1 тысячи предприятий более 40% являются получателями господдержки, что говорит о том, что бизнес «подсел» на субсидии. 

Отдельно председатель правления Нацапалаты остановился на двух из семи инициатив, которые были ранее предложены «Атамекеном» для развития регионального бизнеса. Ключевой вопрос – обеспечение онлайн-доступа к земельным участкам, инфраструктуре и градостроительной документации. 

- Полтора года прошло. Интерактивная карта - самая лучшая в Алматы, у них фактически оцифровали все 46 слоёв. В 8 областях практически отсутствует, где-то только на разработке. Наверное, это непростительно большой срок, чтобы элементарно оцифровать свои земельные участки. Пора переходить от уговоров к вопросу ответственности, - подвёл черту Мырзахметов, переходя к теме закупок. 

Фактический объём закупок в сфере строительства за 9 месяцев 2018 года (объекты свыше 100 млн тенге) составил 456 млрд тенге. У ОТП закуплено 118 млрд тенге, или только 29%. При этом ОТП могли бы закрыть позиции на 409 млрд тенге.

Минимальные показатели по фактически заключенным договорам с ОТП: Алматинская – 1,6 млрд, ЮКО – 1,7 млрд, ЗКО – 1,9 млрд.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube