Босиком на занятия

16406

Почему в High Tech Academy не готовят к экзаменам и ЕНТ

ФОТО: Андрей Лунин

В ноябре прошлого года алматинская школа High Tech Academy, учрежденная в 2017 году Еркином Татишевым (№14 рейтингов богатейших бизнесменов и самых влиятельных бизнесменов Forbes Kazakhstan), переехала в новый кампус площадью 20 тыс. кв. м. Кампус состоит из пяти блоков: предшкола, начальная, средняя, старшая школы и центр спорта и искусств. Проект образовательного комплекса, расположенного вдоль Восточной объездной автодороги на территории ЖК Koktobe City, разработали архитекторы из финской компании Parviainen arkkitehdit. К нашим условиям его адаптировали в проектной академии Kazgor. Школа строилась полтора года, инвестиции составили около 10 млрд тенге.

В 2019 году программа начальной школы прошла контроль качества и проверку соответствия финским стандартам. Сейчас заведение проходит престижную аккредитацию CIS (Сouncil of International Schools – Совет международных школ), чтобы получить статус международной школы.

Экскурсию по новому зданию проводит для нас лидер проекта, директор школы Татьяна Магамбетова. «Как международная школа, мы планировали, что директором будет экспат, но уже несколько раз получилось так, что кандидаты по семейным обстоятельствам не могли приехать в Казахстан. Поэтому мне пришлось пока взять эту роль на себя. В следующем учебном году ждем кандидата из США», – рассказывает она.

Собеседница руководит проектом с самого начала по приглашению Татишева. «Наши дети учились в одном классе, в одной из частных школ Алматы, и мы часто обсуждали какие-то нюансы и проблемы, которые там возникали. И когда он решил инвестировать в создание школы, то пригласил меня. Я с удовольствием согласилась, несмотря на то что тогда управляла своим HR-агентством», – вспоминает Магамбетова.

Большая перемена

Прежнее здание High Tech Academy, которое школа снимала в аренду, было скромнее. Переезд дал ученикам доступ к новой инфраструктуре. В самом же процессе обучения, по словам ребят, особо ничего не изменилось.

Новый кампус рассчитан на 600 человек. Сейчас здесь учится 270 детей. В классах по 20–24 ученика. Из 54 преподавателей 13 – иностранцы. Большинство последних преподают в начальной школе, так как три из пяти уроков там проводятся на английском. С пятого класса увеличивается число предметов на русском и казахском, а к старшей школе доли между тремя языками распределяются одинаково.

Школа оснащена высокотехнологичным оборудованием и всем необходимым для полной и комфортной реализации проектного метода (PBL) и финской методики обучения. В каждом блоке есть световой колодец, через который в здание проникает солнечный свет. У световых колодцев установлены гамаки для отдыха и локерная зона, где расположены именные шкафчики для хранения вещей. Каждый этаж снабжен свободными пространствами, зонами отдыха и местами для обсуждения заданий в небольших группах.

Сейчас все классы учатся офлайн – такой режим предусмотрен действующими нормами для школ, в которых меньше 300 учеников. В большом холле, соединяющем все пять блоков, расположен «кафеториум». Так в школе называют пространство, которое с помощью мобильной мебели можно использовать и как кафетерий, и как аудиторию. Многие дети бегают в носках – по всему зданию установлены теплые полы, чтобы дети чувствовали себя комфортно, как дома. По таким принципам в последние 10 лет строят школы в Финляндии.

В одном из типовых классов, снабженном интерактивной панелью со встроенным компьютером, который заменяет традиционную доску, преподаватель начальной школы ведет урок английского языка. Дети читают и обсуждают стихотворение о доброте. На уроке физики семиклассники сдают тест PISA, оценивающий умение применять полученные знания на практике. В лабораторном кабинете химии и биологии, оснащенном безопасными потолочными системами и мобильной мебелью, восьмиклас­сники увлеченно проводят опыты. В кабинете изобразительного искусства, сидя за высоким столом, ученики девятого класса обсуждают картину Ван Гога «Едоки картофеля» и готовят презентацию про художника.

На сцене актового зала и театра школы, обустроенной главным художником НАТОБ имени Абая, ученики репетируют выступление с акробатическими элементами. Так проходит один из уроков актерского мастерства и драмы, который входит в обязательную программу всех классов. Задник сделан из панелей, которые можно двигать, создавая разные пространства. С помощью проекторов ученики могут самостоятельно программировать и создавать любые декорации.

Кабинеты программирования и робототехники оснащены компьютерами Apple и конструкторами для детей разного возраста: для учеников начальной школы – Lego, для средней – Vex, для старшеклассников – конструкторы, которые используются на международных соревнованиях по робототехнике FIRST Robotics. Рядом оборудовано поле для испытаний ученических разработок. «Когда дети попадают в такие пространства, у них формируется совершенно другое отношение к учебе, они начинают все воспринимать более внимательно. Это не то же самое, как если бы они попали в темный кабинет со старыми пыльными компьютерами», – говорит Магамбетова. Сейчас школа находится в процессе получения статуса Apple Distinguished School.

В учреждении оборудована кулинарная студия, обязательная во всех финских школах. По окончании седьмого и девятого классов ученики сдают экзамены, в ходе которых демонстрируют навыки приготовления пищи. Детям рассказывают о принципах здорового сбалансированного питания. В будущем мастер-классы в студии будут проводить не только преподаватели, но и именитые шеф-повара и кулинары.

Татьяна Магамбетова
ФОТО: Андрей Лунин
Татьяна Магамбетова

Если у ученика есть желание глубже изучать какой-либо из предметов, он может дополнительно заниматься в клубах. Кроме того, школьники могут создавать собственные клубы и вести их. Объявление о создании клуба по изучению китайского языка висит в холле средней школы. «Если появятся желающие, мы его откроем», – улыбается Магамбетова.

В данный момент школа запущена только частично. В марте 2021-го планируется полный запуск центра спорта и искусств, в котором будет функционировать около 50 разных секций, включая боевые практики (тхэквондо, карате, кендо, джиу-джитсу), игровые виды спорта (баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис) и секции музыки и искусства (домбра, фортепиано, вокал, хореография, гончарное искусство). Все спортивные секции ведут мастера спорта международного класса и действующие спортсмены. Здесь же работает большой фитнес-центр с бассейном международного стандарта и тренажерным залом.

В марте же завершится со­оружение открытого футбольного поля и тренировочной зоны. Идет строительство еще одной библиотеки для младшеклассников и теплицы для старшей школы, в которой можно будет проводить эксперименты с растениями.

Фабрика возможностей

В средней и старшей школах, где учебный процесс основан на принципах проектного обучения, детям дается возможность решать реальные задачи. К примеру, в прошлом учебном году девятиклассники решали задачу по финансированию конференции TEDx в Казахстане. Помогала им в этом Лариса Пак, которая последние 10 лет организует это мероприятие. Проблема из реальной жизни: в 2020-м она не смогла провести конференцию из-за потери основного спонсора. Решая задачу, ученики изучали условия организации конференции, думали над альтернативными источниками финансирования, включая краудфандинг и краудсорсинг. Результаты своих проектов они презентовали Ларисе, которая давала подросткам обратную связь. «Работа над такими проектами и взаимодействие с экспертами в разы повышает уровень ответственности учеников и дает им возможность учиться у профессионалов», – уверена Магамбетова.

Еще один проект, в котором поучаствовали школьники, – проектирование спортзала с трибуной на 250 человек. Техническая изюминка спортзала – система, с помощью которой его можно приспособить под 10 различных видов спорта. Завершается строительство библиотеки, спроектированной учениками в стиле лофт.

Недавно десятиклассники начали искать способы улучшить качество воздуха в школе. В рамках этого проекта заведение купило датчики, позволяющие отслеживать вредные частицы и их количество в воздухе. Результатом проекта должны стать реализуемые на практике решения по очистке воздуха от таких частиц.

«Задача учителя в High Tech Academy – полностью распланировать проект, направлять учеников, задавать им нужные вопросы, поддерживать их инициативу и проводить воркшопы. В результате дети получают глубокие знание по изучаемому вопросу, решают проблемы, ответов на которые нет в конце учебника. Это позволяет навсегда запомнить получаемые знания и опыт, а в дальнейшем применять их в реальной жизни», – отмечает Магамбетова.

Школа оборудовала лабораторию FabLab, равных которой по оснащенности нет во всем Казахстане. Основная идея заключается в том, чтобы ученик приходил сюда с какой-то идеей, а уходил с реальным механизмом ее воплощения. В FabLab есть наборы конструкторов, различных механизмов и радиоэлектроники, разные модели 3D-принтеров, лазерные устройства для резки по фанере, акрилу, плотному картону, 3D-фрезер, сверлильные станки, пилы, шлифовальные машинки, приборы для работы с деревом и многое другое. Здесь готовится к международному соревнованию FIRST Robotics сборная Казахстана по робототехнике, состоящая из учеников НИШ, Haileybury, РФМШ и студентов различных колледжей. «Мы с удовольствием дали возможность ребятам реализовать свой проект на нашей базе и надеемся, что ученики школы вдохновятся их примером», – говорит Магамбетова.

Правильный акцент

Поступить в High Tech Academy можно с любого класса. Здесь нет вступительных экзаменов: создатели школы уверены, что все дети талантливы и могут достигать высоких академических результатов в благоприятных условиях. Перед приемом ребенка на обучение проводится собеседование с ним и его родителями. Это необходимо для того, чтобы понять, разделяют ли они ценности школы. «Не всем близок инновационный путь, который мы выбрали, – некоторые не согласны с тем, что приоритетами являются гармоничное развитие личности, психологическая и эмоциональная безопасность. Многие родители стремятся лишь к тому, чтобы их дети побеждали на олимпиадах», – рассказывает Магамбетова. Также при поступлении ребят проверяют на уровень владения английским. При необходимости ученик может взять дополнительные занятия.

Подготовкой к экзаменам, в том числе к ЕНТ, школа не занимается. «Наша задача – воспитать личностей, умеющих решать проблемы, работать в команде, креативно мыслить», – объясняет Магамбетова.

Представители школы готовы делиться своим опытом и хотят, чтобы как можно больше детей имели доступ к подобному образованию. «Мы пытаемся донести мысль, что ребенок может чувствовать себя свободно, комфортно и хотеть учиться и без дорогостоящей финской мебели. Все дело в подходе, при котором учитель – не проводник знаний, а дизайнер образовательного опыта. В нашей школе преподаватель, планируя урок, думает не о том, что он будет делать, а о том, что будут делать дети. То есть 80% времени на уроке активно работают именно ученики. Я говорю нашим учителям: «Если после урока устали вы, а не дети, значит, вы плохо подготовились. Вы должны уставать, когда готовитесь к уроку», – улыбается Магамбетова. – При таком подходе обучение из пассивного процесса приема информации превращается в активный процесс познания, а знания усваиваются на глубоком уровне».

Желающих перенять опыт High Tech Academy немало, ведь в гос­программе развития образования на 2020–2025 годы есть пункт о поэтапном переходе школ на обновленные программы с акцентом на навыки широкого спектра. Это функциональное и творческое применение знаний, критическое мышление, проведение исследовательских работ, использование информационно-коммуникационных технологий, применение различных способов коммуникации, умение работать в группе и индивидуально, решать проблемы и принимать решения. Всему этому обучают в High Tech Academy.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить