Ашимбаев: Изменения в Конституцию вносятся по решению казахстанцев

6533

Об этом спикер сената заявил в кулуарах пленарного заседания палаты в четверг, 5 мая

Маулен Ашимбаев
ФОТО: © facebook.com/m.ashimbayev
Маулен Ашимбаев

Журналисты уточнили у Маулена Ашимбаева, не нужно ли устанавливать лимит на количество поправок в основной закон страны, передает Казинформ.

«Я думаю, мы очень редко вносим изменения в Конституцию. В 1995 году она была принята, за эти годы, я считаю, не так много правок внесено. Но в этот раз ситуация уникальная. Мы выносим данный вопрос на республиканский референдум. Население голосует, народ определяет свою позицию. Здесь не депутат решает. Как решит население Казахстана, так и будет», – заявил журналистам Маулен Ашимбаев.

При этом, как отметил спикер сената, он согласен с мнением относительно того, что поправки в Конституцию нельзя вносить часто.

«Конституция – священный документ, базовый. Если мы меняем Конституцию, соответственно меняется ряд законов, и это вызывает определенное непонимание, ненужные какие-то решения, поэтому в Конституции должно быть все закреплено», – считает Ашимбаев.

Спикер сената еще раз подчеркнул, что изменения и дополнения будут вноситься по решению граждан Республики Казахстан.

По его словам, дополнения и изменения в Конституцию предложены рабочей группой, в которую вошли эксперты, ученые.

«Процедура демократичная – референдум. Рабочая группа учитывала предложения как специалистов, так и наших граждан. Поэтому я считаю, что в этот раз изменения в Конституцию вносятся открыто, прозрачно, с учетом настроений, мнений наших граждан. Я думаю, что эти поправки дадут задел для укрепления и развития демократических процессов в нашей стране и построения демократического государства», – резюмировал спикер сената.

Ранее сенаторы вернули в мажилис законопроект «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О республиканском референдуме».

Согласно предыдущей версии документа вопросы, связанные со статусом первого президента, не могли быть предметом республиканского референдума. Сенаторы предложили исключить из законопроекта эту норму – пункт 2 статьи 3 ныне действующего закона. В редакции сената эта норма теперь предусматривает, что не могут быть предметом референдума лишь вопросы «изменения независимости государства, унитарности и территориальной целостности республики, формы ее правления, основополагающих принципов деятельности республики».

Накануне стало известно, что Конституционный совет дал положительное заключение по проекту поправок в Конституцию страны. Сообщалось, что в Конституционный совет было направлено дополнительное обращение об исключении нормы, касающейся статуса первого президента.

Также Ашимбаев добавил, что геополитическая напряженность будет сохраняться, и в этих условиях Казахстан должен искать внутренние ресурсы для обеспечения экономического роста, указав на низкий уровень кредитования экономики.

«Мы должны быть готовы к внешним рискам и одновременно, видимо, искать внутренние ресурсы для обеспечения экономического роста. В этой связи я хотел бы обратить внимание на вопрос, который депутаты постоянно поднимают - низкий уровень кредитования экономики страны», - сказал Ашимбаев в ходе пленарного заседания сената.

По словам Ашимбаева, сегодня кредитование экономики сохраняется на уровне 25% от ВВП. В развивающихся странах этот показатель на уровне 60-70%. В Сингапуре, Корее, ряде европейских стран - 150%.

«Мы сжимаем все последние годы именно кредитование нашей экономики. На это работает и высокая процентная ставка в 14%. Мы понимаем, что это сегодня чуть ли не главный механизм правительства для сдерживания инфляции. Ну а дальше как? Если внешние риски будут сохраняться, мы с этой достаточно высокой процентной базовой ставкой не сможем развивать нашу экономику», - подчеркнул спикер сената.

Маулен Ашимбаев обратил внимание на то, что все эти годы в стране держат достаточно высокую базовую ставку.

«При этом одновременно и сейчас мы рассматриваем вопрос субсидирования процентной ставки из республиканского бюджета для бизнеса. С одной стороны, банки не кредитуют экономику или кредитуют на высокой процентной ставке. С другой стороны, мы берем наши же народные государственные деньги и субсидируем процентную ставку для малого и среднего бизнеса», - сказал он.

Как добавил спикер, крупный бизнес субсидируется через Банк развития Казахстана.

«Получается, что мы держим высокую процентную ставку, одновременно расходы из государственного бюджета идут на то, чтобы уменьшить эту процентную ставку. Мы в каком-то замкнутом кругу оказываемся. Но и самое здесь любопытное, похоже, что эта ситуация устраивает и соответствующие государственные органы, и банки второго уровня. Меньше рисков, меньше ответственности, меньше отвечать за деньги, меньше потом на какие-то вопросы давать ответы. Лучше не финансировать, лучше все это «зажать», и, таким образом, за счет сырьевых компаний, за счет высоких цен на нефть, на металлы и так далее какой-то уровень экономики обеспечиваем», - считает Ашимбаев.

По словам председателя сената, во всех условиях пришло время сформировать видение того, как дальше будет расширяться кредитование экономики.

«В этой связи вопрос, который депутаты поднимают, - нужно ли нам законодательно закрепить двойной мандат Национального банка? Двойной мандат - ответственность за сдерживание инфляции, ответственность за развитие экономики. Как в развитых странах. Мы так понимаем, мандат у нас один - это сдерживание инфляции», - заявил Ашимбаев, предложив рассмотреть данный вопрос в июне в рамках отчета правительства по исполнению республиканского бюджета за прошлый год.

В ходе выступления Ашимбаев поднял вопрос использования трансфертов из Нацфонда. В рамках уточнения бюджета выделяется дополнительно 1,6 трлн тенге из Нацфонда.

«Вопрос не в том, чтобы не использовать средства Нацфонда, надо использовать, и если не в таких ситуациях, то когда мы будем использовать? Ситуация непростая. Вопрос в чем? Надо рационально и эффективно использовать, должна быть отдача от них», - сказал в ходе пленарного заседания сената Маулен Ашимбаев.

В этой связи спикер сената привел ряд примеров по использованию средств из целевого трансферта Нацфонда за прошлый год.

«На развитие массовых и национальных видов спорта было выделено порядка 1,7 млрд тенге. Примерно половина этой суммы осталась неиспользованной. Также на поддержку и продвижение национальных фильмов было выделено 3,3 млрд тенге. Из них было использовано только 34%. Почему выделили и раз выделили - почему не использовали?» - считает он.

Спикер сената считает, что текущие расходы финансировать не из Нацфонда, а из республиканского бюджета.

«Насколько правильно в целом выделять средства Национального фонда, а он у нас уменьшается? Текущие расходы нужно финансировать за счет иных поступлений, за счет доходов республиканского бюджета, но, наверное, не за счет трансфертов Нацфонда. В этой связи, видимо, правительству и депутатам нужна дисциплина использования средств из фонда. Если нужно, можно ужесточить правила и следовать всем. В этом направлении надеемся на активную работу правительства, и вопрос Национального фонда будет приниматься в отчете», - заключил Ашимбаев.

Спикер сената заявил, что с апреля текущего года на 4% повысятся пенсии и будут дополнительно проиндексированы социальные выплаты. Всего с января пенсии повысятся на 11% по сравнению с показателями прошлого года.

«Наше государство, несмотря на сложную экономическую ситуацию, полностью выполняет свои социальные обязательства. Примерно половина бюджета этого года пойдет на социальную сферу. В результате принятых сегодня поправок с апреля повысятся пенсии и социальные выплаты будут дополнительно проиндексированы на 4%», – сказал Маулен Ашимбаев на пленарном заседании палаты.

Он отметил, что это благоприятно отразится более чем на четырех миллионах человек.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить