Мамытбеков - не Гамлет, а государственный менеджер

13068

Последние громкие кадровые назначения отодвинули на задний план гадания, подаст ли в отставку министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков после обвинительного приговора, вынесенного его бывшему заму Муслиму Умирьяеву, но не убрали их с повестки дня. Экономист Тимур Исаев ставит вопрос по-другому: а выиграет ли отрасль от смены министра?

Фото: primeminister.kz
Асылжан Мамытбеков.

Не от сохи

Обсуждения, связанные с министром сельского хозяйства Асылжаном Мамытбековым, развиваются почти в гамлетовской плоскости: «To be or not to be?». Правовых критериев, регулирующих его случай, сейчас не существует. Требования к служебной этике госслужащих, которые устанавливаются законом о государственной службе, также обходят стороной вопрос о том, должен ли в отставку начальник, если его подчиненный попался на коррупции. (Тоже, кстати, примечательный нюанс – ведь столько всякого пустословия в этот закон запихали, а жизненных норм в нем нет).

А поэтому вопрос сместился в пространство морали. Но Мамытбеков – не Гамлет.  Он работает министром. Каждый же министр - это нанятый за счет средств налогоплательщиков менеджер, которому надлежит управлять той или иной отраслью. К менеджменту применимо понятие не морали, а эффективности. Поэтому, говоря о том, должен ли Асылжан Мамытбеков уйти с поста министра, следует разобраться, насколько эффективным министром он является и насколько его дальнейшая работа необходима для отечественного сельского хозяйства.

Эффективность можно оценить по профессионализму специалиста и достигнутым им результатам. Что касается профессионализма, то это вещь субъективная. Но он все-таки должен откуда-то браться, должен быть какой-то бэкграунд. У Асылжана Сарыбаевича он весьма своеобразный. Первое место работы - младший научный сотрудник Института государства и права Академии наук. А потом сразу же – зампред Комитета по управлению земельными ресурсами. После этого были должности замначальника облфина, шефа облказначейства, заместителя акима области. В 2008 Мамытбеков возглавил госхолдинг «КазАгро», а в 2011 – минсельхоз.

Иными словами, до прихода в «КазАгро» опыт работы в сельском хозяйстве в частности и в реальном секторе экономики в целом был нулевым. Хотя для таких отраслей важно понимать как технологическую сторону, так и специфику рынка. К примеру, министр сельского хозяйства Канады свыше 20 лет работал на семейной ферме. Впрочем, у нас политическая культура иная. И если посмотреть биографии практически всех наших руководителей госорганов и нацкомпаний, то сложно будет найти совпадения между занимаемыми должностями, образованием и опытом работы. Так что Мамытбеков в этом плане - не исключение из правил.

Нерациональное зерно

Если оценивать по результатам работы, то здесь нужно обязательно делать поправку на особенности национального сельского хозяйства. Оно завязано на зерновом производстве, а потому чрезвычайно нестабильно.

В 2011 физический объем продукции сельского хозяйства вырос на 26%, в 2012 – упал на 18%, а в 2013 снова вырос на 11%. В этом заслуга исключительно растениеводства, которое совершало дикие скачки – от плюс 58% в 2011 до минус 28% в 2012. Все становится понятно, если посмотреть на динамику сбора зерновых – 26,9 млн тонн в 2011, 12,8 млн - в 2012, 18,2 млн - в 2013.

Получается, что хороший урожай – хорошая статистика по всей отрасли, плохой урожай – плохая статистика. А урожай ни от производителей, ни тем более от государственного регулирования у нас не зависит. Тем не менее, в силах государства проводить политику, направленную на снижение пагубной «метеозависимости» сельского хозяйства. Во-первых, за счет стимулирования новых технологий. Во-вторых, путем диверсификации производства.

В Казахстане площадь посевов зерновых за три года сократилась на 2%, с 77% до 75%. При этом площадь масличных культур выросла на 9%, овощей на открытом грунте – на 3,4%, бахчевых – на 21%, кормовых культур – на 15%. Площадь под картофель осталась неизменной.

Диверсификация вроде как и идет, но настолько незначительными темпами, что на повышение устойчивости агарной отрасли и экономической эффективности этот никак не влияет. Простыми словами, диверсификация растениеводства пока происходит не на полях, а на бумаге. Зерновые как были, так и остаются доминирующей культурой, от которой всецело зависит состояние как растениеводства, так и всего сельского хозяйства.

Нельзя не отметить, что заложена тенденция роста площадей под масличные культуры, которые имеют наибольший потенциал для того, чтобы стать еще одним важным источником дохода для аграриев. Однако здесь рост происходит в основном за счет одной культуры – рапса. Так что диверсификация достаточно условная. А стало быть, за прошедшее время аграрная отрасль не стала более устойчивой и все еще пребывает в полной власти капризов погоды.

Ни молока, ни мяса

Животноводство, в отличие от растениеводства,  показывает более ровную динамику физического объема производства. Но за время работы Асылжана Мамытбекова в Минсельхозе она достаточно противоречивая: падение в 2011 на 0,5% и в 2012 – на 4%, затем рост в 2013 на 2,4%.

Производство мяса в 2010, то есть до прихода Мамытбекова, составило 834 тыс. тонн. В 2013 оно выросло на 37 тыс. тонн (4,4%). Выпуск молока сократился на 451 тыс. тонн (-8,4%). Производство яиц увеличилось на 176 тыс. штук (4,7%). Выпуск шерсти остался на прежнем уровне.

Поголовье крупного рогатого скота уменьшилось с 6,175 млн в 2010 до 5,851 млн в 2013, то есть на 5%. Поголовье овец сократилось на 428 тыс. (-2,4%), свиней на 422 тыс. (-31%), верблюдов – на 9 тыс. (-5%). Увеличилось лишь поголовье лошадей на 256 тыс. (16%) и птиц на 1,4 млн (4,2%).

Напомним, что генеральный курс в животноводстве взят на то, чтобы довести его экспортный потенциал до уровня, способного конкурировать с зерновиками. Была поставлена задача довести экспорт говядины к 2016 до 60 тыс. тонн. К решению этой задачи минсельхоз и холдинг «КазАгро» подошли системно, они учли все необходимые звенья для развития животноводства – от завоза племенного скота до создания откормочных площадок.

Тем не менее, статистика неумолимо показывает, что результатов пока нет. Минсельхоз обещает по итогам этого года довести экспорт мяса почти до 10 тыс. тонн. Однако мы видим, что производство мяса при этом практически не растет. Погоня же на этом фоне за ростом экспорта приводит к падению общего поголовья скота. В итоге растет импорт мяса.

Минсельхоз позиционирует нишевое разделение: на экспорт мы отправляем дорогое охлажденное мясо, а импортируем  дешевую продукцию глубокой заморозки, которая идет на дальнейшую переработку. Однако до сих пор нет убедительных цифр, что концентрация усилий и господдержки на экспорте элитного мяса является наиболее эффективной для животноводов, и что эта отрасль сможет когда-нибудь работать без субсидий.  

Бюджетная урожайность

Сельское хозяйство – крупнейший работодатель на рынке труда Казахстана, здесь работает 1,97 млн человек (почти четверть рынка труда). В то же время оно обеспечивает лишь 2,2% ВВП. Меньше доля – только у сферы искусства. Сельское хозяйство является социальным гигантом и экономическим карликом. По сути, основная задача этой технологически отсталой отрасли с удручающе низкой производительностью труда заключается в том, чтобы поддерживать занятость огромного числа населения и жизнеспособность тысяч населенных пунктов.

В таком состоянии аграрная отрасль пребывает и сейчас, как и три года назад. Зато Министерство сельского хозяйства за это время существенно усилилось, набрав аппаратный, а главное – финансовый вес. Сейчас ему подведомственно не только непосредственно сельское, но также рыбное хозяйство, управление водными ресурсами, лесами и животным миром. А после проведенной децентрализации Минсельхоз получил от правительства больше всех функций – 227

Минсельхоз стал одним из крупнейших распорядителей бюджетных средств. Когда Асылжан Мамытбеков был назначен министром, его ведомство только начало реализовывать программу по развитию агропромышленного комплекса на 2010-2014. Общие затраты из республиканского бюджета на нее предполагались на пять лет в сумме 1 трлн 35 млрд тенге.

Однако эта программа новое руководство не устроила, и практически сразу была начата подготовка нового документа. В начале 2013 была утверждена программа «Агробизнес 2020». Горизонт планирования в ней взяли подальше, а денег – побольше. Общие бюджетные расходы составляют уже 3 трлн 122 млрд тенге. Это на сегодня крупнейшая отраслевая программа в экономике.

Таким образом, при Мамытбекове кардинальным образом изменилась ситуация с финансированием аграрного сектора, который стал одним из ведущих получателей бюджетных ассигнований. Плюс ко всему, его ведомство теперь администрирует теперь и программу управления водными ресурсами до 2020, общие затраты по которой превышают 1,5 трлн тенге.

Государственная поддержка сельского хозяйства достигла беспрецедентного доселе уровня. Фактически ведется тотальное субсидирование. Кроме того, кредитование аграрной отрасли находится в зависимости от государства. Почти половина всех кредитов в этом секторе получены предприятиями от структур госхолдинга «КазАгро». По кредитам же, выдаваемыми коммерческими банками, государство осуществляет субсидирование ставок вознаграждения.

Таким образом, министру Мамытбекову удалось привлечь в отрасль и внимание властей, и потоки бюджетных средств.

Программы есть, понимания нет

Оборотной стороной роста госфинансирования является постепенная потеря предпринимательской инициативы. Главной бедой зерновой сферы как стержня всего сельского хозяйства, стала его олигопольная структура. Огромные зерновые хозяйства с гигантскими посевными площадями отличаются плохой управляемостью и низкой эффективностью. Однако наличие обширных связей помогало им не только оставаться на плаву, но и дальше расширяться.

Запредельный уровень закредитованности создал условия для того, чтобы провести решительные структурные реформы и повысить уровень конкуренции. Однако «Агробизнес 2020» предусматривает меры финансового оздоровления, которые помогут крупнейшим сельхозпредприятиям. Тем самым будут законсервированы и ключевые проблемы отрасли. Более того, будет продолжена политика укрупнения, теперь уже и в животноводстве.

Главная же проблема заключается в том, что, несмотря на приятие среднесрочной программы, в стране, по сути, так и не выработана четкая стратегия развития сельского хозяйства – не с точки зерня наличия бумажного документа, а с точки зрения понимания, какую аграрную отрасль мы хотим сформировать в стране. «Агробизнес 2020» сосредоточен на финансовых вопросах и улучшении общих показателей. Ясных же ориентиров для самого бизнеса в нем нет.

Яркий пример – то же животноводство. Сначала безусловный приоритет был отдан крупным автоматизированным хозяйствам с дорогими племенными породами скота и экспортом дорогих сортов мяса. Но недавно министр Мамытбеков заявил, что нужно развивать и пастбищное скотоводство с разведением отечественных пород.

Постоянные метания государства от одного подхода к другому обусловлены одним – отсутствием глубокого, обоснованного и с технологической, и с маркетинговой позиции понимания возможностей отечественного сельского хозяйства. Власть, не имея достаточной компетенции, исходит из поверхностных представлений, фрагментарного зарубежного опыта и модных тенденций.

Поэтому мы и получаем удивительную картину. От министра Мамытбекова мы постоянно слышим совершенно правильные инициативы, ему удается подкрепить их ресурсами. Но на практике на этом все и заканчивается.

В то же время это относится в равной степени и к другим отраслям. Ситуация везде примерно одинакова. Министры пробивают амбициозные программы с щедрым финансированием. Везде растет доля квазигосударственного сектора и общая зависимость от государственных решений. Везде есть громкие цели и ориентация на передовой зарубежный опыт. И везде отсутствует долгосрочная содержательная стратегия, без которой есть бурная деятельность по исполнению планов мероприятий и освоению бюджетных миллиардов, но нет результатов в виде качественного изменения отраслей. Контраст между декларированными целями и реальным состоянием дел – просто вопиющий.

Асылжан Мамытбеков в этом плане – совершенно типичный руководитель, соответствующий общему стилю. Исходя из профессиональных качеств, его можно сменить на посту министра сельского хозяйства, что не отразится на отрасли. Но так же можно поступить и с главами всех других ведомств – хоть сменить, хоть поменять местами в любом порядке. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить