Ляззат Ибрагимова рассказала, почему перешла в «Байтерек»

18270

В эксклюзивном интервью Forbes.kz Ляззат Ибрагимова, которая стала заместителем председателя правления холдинга «Байтерек», подвела итоги своей работы в фонде «Даму» и рассказала о планах

Ляззат Ибрагимова.
Фото: Серикжан Ковланбаев
Ляззат Ибрагимова.

 

Как уже сообщал Forbes.kz, 3 февраля в фонде «Даму» сменился председатель правления: вместо Ляззат Ибрагимовой на эту должность заступил Каныш Тулеушин

Репутационный капитал

F: Ляззат Еркеновна, вы руководили фондом «Даму» пять лет…

- Да, меня назначили и.о. председателя правления 15 января 2011.

FС каким чувством вы покидаете прежнюю работу? Ведь за это время фонд, наверное, стал для вас вторым домом.

- С одной стороны, «Даму» – мой родной дом, да. С другой стороны, находиться в постоянной зоне комфорта нехорошо – наступает стагнация. И, чтобы идти вперед, надо выводить себя из этой зоны комфорта. Я очень благодарна председателю правления холдинга «Байтерек» Куандыку Уалихановичу Бишимбаеву, который сделал мне предложение стать его заместителем. Ведь это предложение - хорошая оценка результатов деятельности «Даму», работы всего коллектива фонда. И тот опыт, который мы наработали в «Даму», будем применять в других дочерних компаниях холдинга.

FПри вашем руководстве «Даму» вышел на совершенно иной уровень работы. В частности, были запущены многие популярные инструменты господдержки. Будете болеть за свои наработки?

- Богатство каждой компании – это ее клиенты, их количество и качество. Вы правы, в фонде я работаю с 2004, а в 2009 была назначена заместителем председателя правления. В 2008 мы начинали ребрендинг «Даму», потому что у фонда тогда не было никакой репутации. Ребрендинг удался: сейчас уже никто и не вспомнит про прежний Фонд развития малого предпринимательства. Теперь вся господдержка МСБ и программа «Дорожная карта бизнеса» (ДКБ) ассоциируются именно с фондом «Даму». Это очень мощный репутационный капитал, который удалось создать.

Под знаком трёх «П»

FКак вам удалось сделать фонд таким, какой он есть сейчас?

- Работая, мы основывались на принципах трёх «П».

Первый принцип – прозрачность. Для государственной корпорации это очень важный аспект. Мы всегда добивались того, чтобы процесс принятия решений по нашим продуктам был прозрачным. Например, по субсидиям кредитов в рамках ДКБ первое решение по каждому клиенту принимает банк, исходя из своих частных интересов и интересов заемщика. Вторая ступень принятия решений - региональный координационный совет. И только на третьем уровне находится «Даму», который подписывает договор субсидирования и потом мониторит каждый проект.

В мониторинге мы тоже прошли очень большой путь по достижению прозрачности. Так, в 2009 мы начали впервые публиковать списки всех заемщиков по ДКБ. Также мы подписали меморандум с Комитетом госдоходов и по каждому клиенту завели карточку, в которой фиксируем объем его налогов, количество рабочих мест на субсидируемом предприятии и т.д. И предоставляем эту информацию правительству, в парламент, министерствам.

Также мы запустили услугу, по которой каждый субсидируемый клиент ежемесячно получает SMS-уведомления о том, когда «Даму» перечисляет в банк платежи по субсидиям. 5 149 клиентов уже получают такие уведомления, и теперь им не надо переживать, звонить в банк, уточняя, дошли ли деньги от «Даму».    

Кроме того, мы работали над прозрачностью инструмента гарантирования кредитов. И с 1 января 2016 заявление для участия в этой программе можно подать на портале электронного правительства в режиме онлайн. Там же можно отследить, на каком этапе находится работа по заявке.

FЭто – видимая часть работы «Даму». А прозрачен ли фонд внутри?

- Над этим мы тоже работали. Управленческие решения, кадровые назначения в фонде тоже прозрачны. Мы гордимся тем, что из семи человек правлении фонда шестеро начинали карьеру в «Даму» рядовыми менеджерами. То есть у нас прекрасная преемственность. Она, кстати, реализуется и сейчас – новый председатель правления фонда Каныш Тулеушин 2,5 года был членом совета директоров «Даму». С июня 2013 он был куратором фонда в холдинге «Байтерек», помогал нам принимать управленческие решения, и для него операционная деятельность «Даму» хорошо знакома, он знает все стратегические направления работы. Думаю, Каныш Аманбаевич сохранит и преумножит то хорошее, что сделано в фонде. В то же время он может привнести много нового, потому что был председателем совета директоров Национального агентства технологического развития (НАТР) и вице-министром индустрии и торговли. Словом, он работал над проблемами инновационного предпринимательства. Думаю, назначение Каныша Аманбаевича – стимул для всех ребят в «Даму», чтобы они хорошо работали и показывали блестящие результаты.

Поддерживать предпринимателей, а не зарабатывать на них

FЛяззат Еркеновна, при вас трудовой коллектив фонда был оптимизирован, сокращен, в фонде постарались оставить только лучших.

- Вы правы. И это связано со вторым принципом управления госкорпорацией - производительностью. Все думают, что «Даму» - огромная компания, в которой работает несколько тысяч человек. Но ничего подобного: штатная численность фонда - 371 человек. За последние пять лет штат «Даму» был увеличен только на 48 позиций – эта дополнительная сила была привлечена, когда значительно расширилась программа ДКБ. Мы усиленно работали над тем, чтобы росла производительность в компании.

Как говорит член совета директоров «Даму» Ораз Жандосов, любые доходы фонда – это расходы предпринимателей. Поэтому фонду важно придерживаться баланса: оставаться доходной компанией и в то же время повышать производительность через увеличение количества клиентов.

FКакой последний факторов из трех «П»?

- Проактивность и профессионализм. Многие воспринимают «Даму» как финансовый институт и расценивают эффективность его деятельности по годовой финансовой отчетности. Но мне бы хотелось подчеркнуть: «Даму» - институт развития предпринимательства. И клиенты, приходя в фонд, должны иметь дело с профессионалами, которые помогут предпринимателю, что-то подскажут, компетентно направят.

Я считаю, что проактивность порой важнее профессионализма. Был случай, когда в результате конкурса мы привлекли в фонд высочайшего профессионала, который работал в государственном и частном секторах. Но этот человек не был активным и клиентоориентированным. Он не был готов делиться своими знаниями с предпринимателями. С такими людьми приходится прощаться.

Проактивность – это осознание того, что ты вносишь большой вклад в развитие предпринимательства в стране. В филиалах «Даму» по всей республике сидят люди, которые каждый день вносят свою лепту в это дело. И это такое счастье - сопровождать процесс рождения бизнеса. Например, к менеджеру фонда приходит начинающий кондитер. Сначала сотрудник «Даму» помогает ему с бизнес-планированием, потом содействует в оформлении кредитной заявки и показывает возможности для субсидирования кредита. Потом менеджер приходит на мониторинг и смотрит, как строится кондитерская. И в конечном итоге он покупает торт у местного производителя, которого курировал. В поездках по регионам я всегда, шутя, говорила менеджерам: у вас самая счастливая профессия - вы помогаете людям сделать свою мечту реальностью, а вам за это еще и деньги платят.

«Ухожу с лёгким сердцем»

FВы оставляете «Даму» в экономически непростое время. Уходите со спокойной душой?

- Я спокойна, потому что фонд - одна из немногих компаний, которая не имеет валютных рисков, хотя в последние пять лет мы активно привлекали заемные ресурсы Национального фонда Казахстана и международных организаций. Вспоминаю один переговорный процесс, который проходил в 2011. Тогда Азиатский банк развития выделял нам $150 млн. Деньги предлагались в долларах, а мы говорили: наши клиенты, представители МСБ, не получают валютной выручки, их доходы в тенге. Переговоры шли долго, но, в конце концов, в АБР согласились с нашими аргументами и провели очень удачную операцию свопа на внешних рынках. В августе 2016 будет погашение первого транша того займа на 22,5 млрд тенге. Представьте, какой была бы эта сумма, если бы в 2011 команда «Даму» взяла заем в долларах. То же самое – по другим кредитам.

FПокидая свою должность в фонде, вы дали Канышу Тулеушину какие-то советы?

- Мы с Канышем Аманбаевичем и так очень плотно работали последние 2,5 года. Поэтому никаких советов я не давала. А руководство холдинга поставило перед ним задачу сохранить и преумножить наработанное. Поэтому я уверена: Каныш Аманбаевич и так все прекрасно знает, реально оценивает ситуацию, и отлично справится с задачей. Наверное, он больше будет работать над программами инновации и зеленой экономики.

FЧем вы будете заниматься в холдинге «Байтерек»?

- Я буду курировать блок предпринимательства, инноваций и структуры, которые работают в сфере МСБ - фонд «Даму», НАТР, компанию «КазЭкспортГарант». Нашей задачей будет сделать все инструменты господдержки более быстрыми и доступными в этих компаниях. Делается очень большая ставка на результат, чтобы количество клиентов и степень удовлетворенности услугами этих структур значительно выросло.

Также я буду курировать департамент управления рисков. И это будет большая ответственность. Кроме того, я остаюсь членом совета директоров фонда.

На новую позицию я ухожу с легким сердцем, понимая: в «Байтереке» меня ждет интересная работа.

Сын рос вместе с фондом

FИспытываете волнение при переходе на новую работу?

- Конечно. В «Байтереке» молодая, амбициозная, профессиональная и образованная команда. Многие сотрудники холдинга получили зарубежное образование. Потому новая работа дает мне шанс для личностного и профессионального роста.

Когда заступаешь на новую должность, тебя всегда невольно сравнивают с тем, кто работал до тебя. С этой точки зрения для меня будет большим вызовом поддержание той высокой планки, которую задала моя предшественница Алина Отемисовна Алдамберген.

FКого-то из команды «Даму» будете забирать с собой в «Байтерек»?

- Абсолютно нет. Мы все остаемся внутри холдинга, особых кадровых перестановок не предвидится.

F«Даму» находится в Алматы, а «Байтерек» - в Астане. Вам придется сменить город проживания. Вас это не смущает?

- Нет, ведь в Астане живет моя семья.

Я приехала в Алматы в 2007, чтобы заступить в «Даму» на должность главного менеджера департамента корпоративного развития. Буквально через полтора месяца после моего приезда был объявлен конкурс на позицию директора департамента. Я решила принять в нем участие, но было одно «но»: конкурс проходил в мае, а в июле я должна была родить. В то время фонд возглавлял Госман Каримович Амрин. Он рискнул, сказав, что я - лучший кандидат на конкурсную должность. Я родила сына, и через 5 месяцев вышла на работу. И сын рос вместе с фондом.

Но я находилась в Алматы, а семья – в Астане. И как мать я была в постоянном смятении: ребенок растет, переживает самый лучший период жизни, когда начинает ходить, говорить, а я далеко. Поэтому в 2009 попросилась в Астану, в холдинг «Самрук-Казына» рядовым менеджером. Я там отработала несколько месяцев, и уже в августе 2009 мне предложили в «Даму» занять должность заместителя председателя правления.

Сейчас моему старшему сыну 22 года, дочери - 16 лет, младшему сыну - 9. И, наверное, теперь мне нужно находиться рядом с детьми, продолжая работать над профессиональным ростом в новой должности.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить