Досым Сатпаев: С новым старым премьером!

15859

Директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев: «Возвращение Карима Масимова на пост премьера говорит о том, что в Казахстане короткая кадровая скамья запасных окончательно превратилась в кадровый стул»

Фото: azattyq.org
Карим Масимов.

«Суповой набор»

В Казахстане любая смена премьер-министра и правительства давно уже сопровождается преемственностью одних и тех же проблем, на решение которых новые премьеры и свежеиспеченные кабмины бросаются с таким демонстративным остервенением, словно впервые о них узнали. Может быть, именно поэтому рокировки на вершине исполнительной власти давно уже не являются сенсацией. Тем более что формальная причина ухода большинства премьеров практически одна и та же - неэффективная реализация экономической политики.

Каждый год глава государства традиционно оглашает стандартный набор критических замечаний в адрес центральных и региональных органов власти. Это и провал поставленных задач, и потёмкинские проекты, и неэффективное или нецелевое использование бюджетных средств, а также их неосвоение. Конечно, упоминается и коррупция, и инертность руководителец на местах и т.д.

Примерно такой «суповой набор» входил и в тот самый «девятый вал», который обрушился на Серика Ахметова и его правительство осенью прошлого года. При этом впервые в истории Казахстана к хору жестких критиков премьера и министров присоединились провластные СМИ и депутаты, которые обычно хорошо чуют, откуда дует ветер и кого он сметет. Кстати, уже тогда эксперты предположили, что такой мощный удар из всех медийных орудий вряд ли мог быть нанесен без содействия со стороны администрации президента, которую возглавлял Масимов.  В любом случае только ленивый не предсказывал скорую отставку Серика Ахметова. Вероятно, поэтому она вызвала гораздо меньше удивления, чем возвращение Карима Масимова в кресло премьера.

Войти в реку дважды

Воистину в Казахстане, назло Гераклиту, войти в реку дважды возможно. Такую способность, кроме Масимова, продемонстрировал и другой представитель «старой гвардии» - Касымжомарт Токаев, который вернулся на пост спикера сената.

Интересный тренд: все чаще стала тасоваться не просто старая кадровая колода, а лишь ее часть. Полагаю, это явный симптом кадрового кризиса, несмотря на широко разрекламированную «меритократию», «кадровые лифты», создание корпуса «А» и т.д.

Кстати, «буревестниками» для Серика Ахметова стали некоторые депутаты, которые накануне его отставки вдруг заявили, что ни одна из задач первого этапа госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития не решена.

«Как мы знаем, конечная цель в рамках этой программы первого этапа была - обеспечение диверсификации экономики, сокращение объемов импорта, увеличение поступлений в доходную часть бюджета, наполнение внутреннего рынка качественными товарами отечественного производства. К сожалению, следует признать, что за 5 лет ни одна из этих задач на сегодняшний день не решена, - сказала бывший министр труда и социальной защиты, а ныне депутат Гульжан Карагусова. - Потрачено немало бюджетных средств, привлекались средства инвесторов, а какой экономический эффект получен за 5 лет реализации этой программы? Проводился ли анализ результатов осуществления первой фазы программы, чтобы не допустить их повторения во второй?».

Впрочем, с таким же успехом эти вопросы парламентарии могут адресовать и Масимову, который в первое своё премьерство ПФИИР и начинал. Хотя теперь его главная задача внутри страны заключается не столько в доработке целой горы экономических программ и подготовке к ЭКСПО-2017, сколько в повышении качества госменеджмента, в ликвидации деформации исполнительной вертикали, когда основным тормозом в реализации государственных программ является сам бюрократический аппарат, особенно на уровне регионов.

Масимов как антикризисный менеджер?

Но, как заявил президент, возвращение Карима Масимова на пост премьер-министра связано не только с решением внутренних проблем, но и со сложной международной экономической ситуацией, которая требует новых подходов.

В первую очередь речь идет о проблемах, которые возникли у Казахстана в Таможенном союзе, тем более что в мае Казахстан должен подписать с Россией и Белоруссией договор о создании Евразийского экономического союза. Также определенные экономические риски есть у Казахстана после присоединения к ВТО. Кроме этого, недавно президент провел заседание Совбеза, на котором рассматривались возможные негативные для нас последствия конфликта России и Запада из-за Украины. Вспомним еще, что во время визита в Нидерланды глава государства заявил, что экономические санкции против России могут отразиться и на других членах ТС.

Все это говорит о том, что Нурсултан Назарбаев рассматривает Карима Масимова на посту премьера как антикризисного менеджера. К тому же вскоре президент совершит официальный визит в Китай, который по объему товарооборота с Казахстаном ($28 млрд) уже опередил Россию ($25 млрд). Китайский вектор (а он является «коньком» Масимова) с точки зрения экономических приоритетов становится для нас равноценным российскому, несмотря на участие в создании ЕАЭС.

Одна голова – хорошо, а две - безопаснее

Так какова же конечная цель возвращения Масимова в премьерское кресло? Станет ли он пускай и влиятельной, но технической фигурой, на которую скоро посыплются шишки за очередные провалы? Или же его приход будет сопровождаться повышением роли и статуса премьер-министра? Но это возможно сделать лишь через конституционные изменения, которые усилят парламент, «привяжут» премьера к партийному большинству и фактически превратят эту в фигуру в серьезный противовес для любого преемника, кем бы он ни был.

Как говорится, одна голова - хорошо, а две - безопаснее. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить