Антимонопольный комплаенс придет на помощь бизнесу

12137

Эксперты объясняют, кого и за что штрафует антимонопольный комитет

Фото: Powerful Accounting

С 2018 в Казахстане введет новый  инструмент по предупреждению нарушений в сфере защиты конкуренции. С его помощью компании могут разработать и согласовать акт антимонопольного комплаенса в уполномоченном органе.  О том, что означает это пока новое для нас понятие и почему его ввели в Казахстане, рассказывают специалисты международной компании  PricewaterhouseCoopers, специализирующейся на консалтинге и аудите. Итак, 5 вопросов в области антимонопольного комплаенса, ответы на которые нужно знать каждому: 

Что же понимается под антимонопольным комплаенсом?

Антимонопольный комплаенс - это система мер по предупреждению нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции. Компании вправе принимать как внешний, так и внутренний акт антимонопольного комплаенса. Это документ, который в случае антимонопольного расследования или судебного спора предоставляет дополнительные возможности для защиты компаний.

Под внешним актом антимонопольного комплаенса понимается политика и правила добросовестной конкуренции компании на соответствующем товарном рынке, а под внутренним актом – методы и способы оценки рисков, порядок организации работ компании по управлению рисками совершения нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции. 

Для каких компаний нужна разработка антимонопольного комплаенса?

В настоящее время, учитывая отмену реестра доминантов и монополистов, практически любая компания может быть подвергнута анализу на наличие антимонопольных нарушений. К примеру:

- за совершение антиконкурентных согласованных действий (одновременное снижение и поднятие цен и т.д.) может быть привлечена компания, имеющая свыше 5% на товарном рынке;

- за заключение антиконкурентных соглашений (установление или поддержание цен, скидок, надбавок и наценок и т.д.) может быть привлечена компания, имеющая долю свыше 20% на рынке;

 - за злоупотребление доминирующим или монопольным положением (установление высокой или низкой цены и т.д.) может быть привлечена компания, владеющая свыше 35% доли рынка, при коллективном доминировании свыше 15% доли рынка.

Первыми при анализе на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают компании, работающие на социально значимых рынках.  Это компании, которые продают электрическую энергию, товарный и сжиженный нефтяной газ, работают в авиа- и железнодорожной отрасли. Под большим риском находятся также предприятия, работающие в секторах, на которые поручают обратить особое внимание администрация президента и правительство РК. В последнее время назывались компании, продающие бензин, угольные и электроэнергетические компании и т.д.

Антимонопольное расследование может быть инициировано по жалобе потребителей.

Нужно ли согласование с антимонопольным органом?

По закону, компания может направить в антимонопольный орган проект внешнего акта антимонопольного комплаенса, чтобы установить, соответствует ли он типовым нормам. При установлении такого соответствия акт антимонопольного комплаенса является актом разъяснения законодательства Республики Казахстан.

Для чего нужен антимонопольный комплаенс и какие преимущества  он предоставляет?

Антимонопольный комплаенс направлен на уменьшение рисков по привлечению к ответственности за нарушения антимонопольного законодательства. Следовательно, с его помощью снижаются расходы на штрафы или конфискацию монопольного дохода (а при таких нарушениях штрафы являются значительными).

Если компания в своей деятельности руководствовалась официальным разъяснением государственного органа, то она считается добросовестной. В этом случае, при привлечении компании за антимонопольные нарушения, компании гарантируется право на возмещение понесенных убытков. Она имеет право взыскать назначенные суммы штрафов и/или конфискации, а также расходы по привлечению консультационных услуг с уполномоченного органа.

Из каких этапов может состоять антимонопольный комплаенс?

Антимонопольный комплаенс может состоять из следующих этапов:

1) оценка имеющихся и потенциальных комплаенс-рисков компании;

2) разработка антимонопольного комплаенса компании (политика, правила, методы, способы оценки и управления рисками по соблюдению законодательства в сфере защиты конкуренции);

3) проведение семинаров/тренингов для сотрудников компании, определение лиц, ответственных за управление рисками нарушения антимонопольного законодательства.

В каждом случае разработка антимонопольного комплаенса проводится с учетом сферы деятельности, размера компании, вида предоставляемых товаров или услуг. Это требует индивидуального подхода и подбора команды специалистов, имеющих опыт в соответствующей отрасли.

Авторы:

Артем Петрухин, партнер компании PwC, юридические и налоговые услуги

Дарига Токпаева, менеджер компании PwC, юридические услуги

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить