Алмас Абдыгаппаров, основатель Parmigiano Group: Без господдержки наша индустрия не сможет встать на ноги после карантина

   Коронавирус и Казахстан
47302

Предприниматель рассказал о тех трудностях, с которыми столкнулась индустрия общественного питания в эти дни, когда в стране объявлен режим ЧС

Алмас Абдыгаппаров
ФОТО: Андрей Лунин
Алмас Абдыгаппаров

Пандемия коронавируса внесла большие коррективы во все сферы жизнедеятельности человека. Бизнес по всему миру, прежде всего связанный со сферой услуг, терпит миллионные убытки из-за быстрого распространения COVID-19 и карантина.

Владельцы крупнейших ресторанов и сетей общественного питания Казахстана обратились к президенту с открытым письмом с просьбой поддержать отрасль. Среди них – Choсofamily, «Каганат», AB Restaurants, Zheka Ice, Manga Sushi, группа ресторанов «Шеф», группа ресторанов под управлением Юрия Негодюка («Пинта», «Банка бар» и др.).

Арманжан Байтасов, медиамагнат и бизнесмен, в ходе очередного online-интервью в Instagram поговорил с Алмасом Абдыгаппаровым, основателем сети ресторанов Parmigiano Group, о текущей ситуации в индустрии общественного питания.

Байтасов: Вы написали открытое письмо президенту с просьбой помочь ресторанному бизнесу. Получается, что ситуация в этой сфере уже достигла критического момента?

Абдыгаппаров: Основная проблема на сегодняшний день заключается в том, что тысячи людей остались без работы. Как известно, намного больше людей задействованы в ресторанном бизнесе, нежели в гостиничном или ретейл-секторах. В одном ресторане работают от 35 до 55 сотрудников. Индустрия общепита напрямую зависит от оборота: если его нет, происходит остановка бизнеса. В нашем обращении к президенту мы также затронули те вопросы, которые назрели давно.

Например, о малом зачетном НДС…

- У индустрии общественного питания попросту нет зачетного НДС. 50% себестоимости составляет фонд заработной платы и поставки услуг от индивидуальных предпринимателей, работающих без НДС. Девять лет назад, когда мы открыли первые рестораны, оплата наличными составляла 80%, а карточками – 20%. Сейчас наоборот: оплата карточками составляет 85%, наличными – 15%. Соответственно, на все эти суммы продаж возникает НДС, а зачетного НДС нет, и он не появится никогда. К тому же кризис в этом секторе продлится минимум на год. После окончания карантина у людей останется психологический страх посещения общественных мест, а также резко снизится покупательская способность ввиду повышения курса доллара. На данный момент наше обращение к президенту поддержали более 200 рестораторов.

Вы также просили беспроцентное финансирование сроком не менее 36 месяцев, чтобы сохранить минимальную заработную плату работникам, отправленным в отпуска без содержания.

- Да, мы хотим сохранить всем сотрудникам хотя бы 50% зарплаты. Государство приняло дополнительные меры поддержки граждан, установив социальную выплату в размере 42 500 тенге. Однако, мы видим, что у людей возникли проблемы с получением этих выплат, ввиду сбоя электронной системы. У некоторых пока имеются какие-то сбережения, но сейчас сто долларов не разменяешь. Обменники не работают. Очень скоро мы придем к тому, что люди останутся без каких-либо средств к существованию.

Уже была какая-то реакция со стороны правительства на ваше обращение?

- У нас был прямой эфир на телеканале Atameken с Рустамом Журсуновым, бизнес-омбудсменом, в ходе которого мы обсудили основные моменты, на которые необходимо реагировать прямо сейчас. Больше всего огорчает тот факт, что есть четкие поручения президента, но эффективность их выполнения оставляет желать лучшего. Тем не менее я ко всему стараюсь относиться с пониманием, ведь в условиях карантина почти все процессы перешли в онлайн-режим и многие структуры попросту оказались не готовы к полной диджитализации. Отмена налогов с фонда труда – хорошая мера для всего сектора МСБ, но она не спасет нашу индустрию.

На мой взгляд, государству не стоило делать нагрузку на бюджет, выплачивая всем по 42 500 тенге. Можно было пойти по стопам России: предоставить беспроцентные кредиты на 6 месяцев, чтобы предприниматели смогли выдавать зарплату людям, но в последствии вернули эти деньги в государственный бюджет. Касательно программы займов для поддержки МСБ под 8% годовых: банки второго уровня требуют предоставления залога, страхуя тем самым себя. Но предприниматели не решатся брать такие кредиты, потому что неизвестно, как будет развиваться бизнес после карантина. В России же государство само предоставило гарантию банкам и ужесточило процесс отбора кандидатов на получение этих услуг, тем самым сократив все риски.

Кстати, недавно Владимир Путин провел встречу с представителями МСБ, в ходе которой Анастасия Татулова, владелица сети кафе «Андерсон», рассказала о том, что ее бизнес разорится уже в течение двух месяцев. Алмас, у тебя сеть из 30 ресторанов, расскажи, в каком положении на данный момент находится твой бизнес?

- Все рестораны закрыты, при этом 4 заведения продолжают работу в сфере доставки еды на дом. Из 900 человек - 220 задействованы на службе доставки, порядка 680 человек мы отправили в отпуск без содержания. Доставка на сегодняшний день собирает от 10% до 15% стандартной дневной выручки, которая была до карантина. Но я считаю, что у сегмента доставки есть большой потенциал развития, который поможет нам выжить в это непростое время. Мы внедрили инструменты диджитализации: сайт по доставке еды, мобильное приложение, что в свою очередь помогает нам быть конкурентоспособными. 

ФОТО: Алмас Абдыгаппаров и Арманжан Байтасов; фото: instagram.com/armanzhan

По-твоему, сможете ли вернуться в прежнее русло работы после карантина?

- Вряд ли. У людей еще долгое время останется психологический страх, к тому же у многих изменились привычки: они поняли, что можно эффективно работать в онлайн-режиме, ведь раньше люди в ресторанах проводили деловые встречи. Я уверен, что объем выручки упадет на 25-30%. С курсом доллара и ситуацией, происходящей с нефтью, покупательская способность значительно снизится. Возможно, какие-то заведения мы закроем, придется сократить штат сотрудников. Существует миф, что ресторан – это прибыльный бизнес. Большинство продуктов мы импортируем из других стран, поэтому если у ресторанов есть хотя бы 10-типроцентная маржинальность - это уже хорошо. На развитие аграрного сектора выделяются миллиарды тенге ежегодно, тем не менее до сих пор овощи мы завозим из других стран. На мой взгляд, к более-менее полноценной жизни мы вернемся к июлю-августу, при этом 30% от общего числа ресторанов в Казахстане будут вынуждены закрыться. Без оперативных мер поддержки со стороны государства наша индустрия не сможет встать на ноги и оправиться после карантина.

Говорят, что кризис – это время новых возможностей, согласен с этим мнением?

- Да, именно сейчас мы стали смотреть по-другому на многие вещи. Оцифровка клиентской базы помогает нам развивать службу доставки еды онлайн. Мы планируем запуск сервиса по доставке продуктов питания, куда войдут товары первой необходимости и полуфабрикаты: например, наш фирменный стейк каждый сможет приготовить сам в любое время. Мы поняли, что необязательно предоставлять широкий ассортимент клиентам – можно оставить лишь некоторую, но максимально качественную продукцию.

В заключение онлайн-интервью Арманжан Байтасов зачитал вопрос подписчика: "Алмас, почему в вашей сети ресторанов нет казахской кухни?"

- Меню казахской кухни представлено в ресторане TAL. Однако, спрос на казахские блюда в настоящее время не так высок, потому что люди зачастую хотят отведать более экзотические блюда, нежели те, которые могут приготовить сами. Конечно, с развитием туризма в нашей стране будет увеличен спрос на традиционную казахскую кухню. Отмечу, что мы однажды участвовали в Malaysian Food Festival, где представляли традиционную казахскую кухню. Наши блюда были высоко оценены самим принцем Малайзии, который трижды подходил к нашему столу, чтобы отведать бесбармак.

Все материалы по теме «Коронавирус и Казахстан» вы можете посмотреть по этой ссылке.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить