7 шагов, которые следует предпринять правительству РК для реформы здравоохранения

6978

На фоне пандемии стала очевидна потребность в реформировании социальной сферы. Аналитики предлагают применить новый подход

ФОТО: Depositphotos.com/LyazaTretyakova

Главную проблему подхода к управлению системой здравоохранения, использовавшегося до сих пор, можно охарактеризовать как превалирование операционных мер на центральном уровне в отсутствие инструментов стратегического планирования и со слабым доведением их до реализации на местах. На наш взгляд, для исправления ситуации необходимо предпринять следующее.

Первое. Процесс реформирования должен быть начат с оценки и прогнозирования потребности населения в медицинских услугах. В основе этого направления – ресурсы медицинской науки (включая эпидемиологию).

Сейчас потребность оценивается фрагментарно, эпизодически; систематичное эпидемиологическое прогнозирование находится на начальном этапе становления (ответственные – Национальный центр общественного здоровья, национальные научные центры). Как следствие, процессы планирования объёмов медицинской помощи и бюджетирования медорганизаций испытывают дефицит входных данных.

Второе. На базе оценки потребности следует разработать план удовлетворения потребности, т.е. план развития медицинской практики или план развития технологий (включающий также профилактические вопросы и фармацевтическую составляющую). План должен базироваться на оценке технологий здравоохранения, отвечать на вопросы «Какие медуслуги, какого качества, каким группам населения, когда и в каких объёмах понадобятся?» и охватывать вопросы ПМСП, села, диагностики, онкологии и прочих.

Сейчас такой план отсутствует.

Третье. Для определения подходов к реализации плана развития медицинской практики следует утвердить тарифную, кадровую и лекарственную политику.

Сейчас указанные политики не утверждены.

Четвертое. План развития медицинской практики должен быть обеспечен ресурсами на основе долгосрочных планов повышения квалификации и развития инфраструктуры (10-летние планы на уровне МЗ РК и 5-летние на уровне региональных УЗ).

Сейчас существует лишь изолированный Единый перспективный план развития сети организации здравоохранения; планы в части медицинской инфраструктуры и оборудования – формально 3-летние, фактически – однолетние; в части повышения квалификации – однолетние.

Пятое. Долгосрочные планы повышения квалификации и развития инфраструктуры необходимо закрепить и детализировать в программах развития территорий. ПРТ должны стать центральным связующим звеном бюджетирования и развития.

Сейчас ПРТ – «пустые» (как в части здравоохранения, так и в прочих частях), что и является причиной пробуксовки реализации государственных программ (ГПРЗ) на местах. ПРТ должны стать самыми детальными документами системы госпланирования. Центру необходимо установить связь с регионами.

Шестое. Далее требуется выработать 5-10-летние планы развития ГЧП как инструменты реализации генеральной линии (пункты 2-5) с привлечением частного капитала, в том числе в части отечественных фармпроизводств.

Основными требованиями к планам развития ГЧП должны стать сохранение управляемости медицинской помощи по региону и последовательное использование форматов: от оснащения через доверительное управление к завершающей форме – приватизации (в случае успеха).

Проекты ГЧП с международным участием должны приоритетно ориентироваться не на инфраструктурную составляющую (по умолчанию), а на передачу медико-технологических решений (реализация пункта 2).

Сейчас ГЧП не планируется, последовательность форматов ГЧП нарушена (наблюдается приватизация без предисловий), международные проекты сосредоточены на инфраструктуре.

Седьмое. Наконец, в реализацию ГПРЗ и ПРТ следует разработать и реализовать национальные и региональные проекты и портфели проектов. Такой подход предложен Med Invest First для здравоохранения Алматы в мае 2020.

Национальные и региональные проекты и портфели проектов должны содержать инструменты реализации пунктов 2-5: клинические стандарты, программы управления заболеваниями, права медработников, уровень заработных плат и методы финансирования, цифровизация, телемедицина и использование ИИ, аккредитация и прочие подсектора здравоохранения.

Предлагаемые действия позволят систематизировать операционные мероприятия и перейти к эффективному реформированию здравоохранения.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить