22 в пользу «Кселл»: как мобильный оператор менялся вместе со страной

7555

30 сентября — особенная дата для телекоммуникационного рынка страны: в этот день 22 года назад была создана компания GSM Kazakhstan, которая сегодня известна всем казахстанцам как компания «Кселл»

ФОТО: facebook.com/pg/kcell.kz

Путь, который прошел сотовый оператор за это время, поистине впечатляет.

1998 год. В этом году в мире разразился один из самых тяжелых экономических кризисов. Естественно, он не мог не задеть и Казахстан. Страна переживала этот период непросто, но самые продвинутые предприниматели и эксперты говорят: именно кризис — это самое благополучное время для развития и создания нового бизнеса. Случайно или нет, но именно в этом году компания «Казахтелеком» в сотрудничестве с финно-шведско-турецким холдингом Fintur заложила основы будущей компании. И 30 сентября она родилась.

1999 год. В Казахстан стал возвращаться оптимизм экономического роста, а 7 февраля состоялся запуск бренда Kcell — всего через четыре месяца после получения лицензии на предоставление услуг связи. Создание «Кселл» заложило в Казахстане базу для развития перспективного цифрового формата связи GSM, который с некоторыми трансформациями переродился в ту связь, которая сегодня охватила всю планету.

2000 год. Это был невероятно важный год для экономики страны: именно в 2000-м было создан Национальный фонд Республики Казахстан — копилка для будущих поколений казахстанцев, в который было решено аккумулировать часть средств от продажи нефти. В этом же году «Кселл» занял немыслимую высоту на рынке, заняв его долю в 70% с более чем 200 тыс. абонентов. Многие не помнят, но 20 лет назад услуги сотовой связи представляли собой голосовые звонки и SMS-сообщения, причем их длина тогда не превышала 160 символов! Именно в 2000 году «Кселл» начал подключать новые услуги, и начал с голосовой почты.

В 2001 году Казахстан отмечает свой первый юбилей Независимости. А «Кселл» проводит первую цифровую революцию в стране — запускает услуги передачи данных и электронной почты по мобильному телефону. Конечно, объемы трафика и возможности сетей в те годы были несравнимы с нынешними. Тем не менее, благодаря успехам «Кселл» казахстанцы стали широко использовать свзяь GSM наравне с жителями других развитых стран. Несмотря на внушительные территорию и низкую плотность населения оператору удалось обеспечить качественную связь и сделать интернет самым доступным среди 99% операторов мира. По уровню покрытия территории связью 3G Казахстан лидирует наряду с Россией

2002 год. В Астане (ныне Нур-Султан) возводят монумент Байтерек, который становится символом независимого Казахстана. А абонентская база оператора превышает 500 тыс. человек. Добившись этого результата, в «Кселл» решают резко снизить стоимость услуг сотовый связи, которые еще остаются высокими. 20-процентное снижение приводит к бурному росту числа абонентов.

2003 год. Очередная телеком-революция на казахстанском рынке: «Кселл» на запускает мобильный интернет и MMS: теперь фотографии и музыку можно пересылать с телефона на телефон.

2004 год. «Кселл» обслуживает свой первый миллион абонентов. Сотовый оператор уже является для казахстанцев символом качественной связи, а иметь номер, начинающийся тогда с префикса +7300, становится престижно.

2005 год. Казахстан богатеет и тратит меньше, чем зарабатывает: в этом году в бюджет страны поступили рекордные для того времени $15,8 млрд. Тем временем «Кселл» покрыл своей связью 500 городов и населенных пунктов страны. Всего через год оператор удвоит этот показатель.

2007 год. Экономика Казахстана на невероятном подъеме. Высокие цены на нефть позволяют превратить страну в одну большую стройку: возводятся новые дома, больницы, школы, ремонтируются дороги. «Кселл» выплачивает невероятный объем налогов за год — $70 млн.

2008-2009 годы. В стране борются с отголосками очередного мирового финансового кризиса. Тем временем объем инвестиций «Кселл» превышает $1 млрд. Абонентов у оператора уже 7 млн.

2010-2011 годы. О Казахстане всё чаще говорят мировые СМИ: в стране впервые проходят Саммит ОБСЕ и VII Зимние азиатские игры 2011. Официальным партнером обоих международных событий выступает «Кселл». На рубеже этих годов происходит очередная мобильная революция: оператор запускает стандарт 3G: теперь новые скорости мобильного интернета приведу к взрывному росту потребления услуг. Абонентов у оператора уже 10 млн.

2012 год. «Кселл» выходит на биржу, точнее, сразу на две: акции оператора торгуются на Казахстанской фондовой бирже, годовые депозитарные расписки — на Лондонской фондовой бирже.

2013 год. Средняя стоимость минуты разговора внутри сети «Кселл» составила 4,7 тенге: сравните с 60 тенге 15 лет назад. У оператора более 14 млн абонентов.

2014 год. «Кселл» признан крупнейшим налогоплательщиком страны в неэнергетическом секторе. Оператор стал первым официальным дистрибьютором iPhone в Казахстане.

2016 год. И снова революция: «Кселл» запускает новый формат связи четвертого поколения — LTE.

2017 год. В Казахстане проходит всемирная Зимняя универсиада. Официальным партнером выступил «Кселл».

2018 год. Оператор работает в более чем 5000 населенных пунктах страны. Казахтелеком приобретает контрольный пакет акций оператора. Начинается новая глава в развитии компании.

2019 год: «Кселл» начал тестирование eSIM на своей сети: впервые за два десятилетия работы оператора его абонентам теперь не обязательно иметь электронный чип для подключения к услугам.

2020 год. Казахстан вместе со всем миром переживает пандемию. Нагрузка на сети «Кселл» значительно возросла, но оператор активно справляется с ней.

Куанышбек Есекеев, председатель правления АО «Казахтелеком»:

Куанышбек Есекеев
ФОТО: Архив пресс-службы
Куанышбек Есекеев

«Год рождения компании «Кселл ознаменовался сильнейшим мировым кризисом, в год 22-летия крупнейшего мобильного оператора страны на повестке дня – вновь довольно жесточайшее испытание всей мировой экономики на прочность, между этими датами лежит финансовый кризис 2008 года. И я хотел бы напомнить, что всего через два года после своего рождения и, соответственно, первого из этих кризисов оператор занимал львиную долю рынка сотовой связи республики, а на кризис 2008 года «Кселл» ответил революционными на тот момент решениями на рынке Казахстана, которые привлекли под его знамена 14 тысяч абонентов спустя 5 лет. Я думаю, что главным завоеванием компании за это время стало доверие большинства казахстанцев, для которых «Кселл» символизировал одновременно стабильность и стремление к постоянному развитию. Именно эти два качества позволили компании успешно пройти все испытания и за считанные годы превратится из новичка рынка в определяющего основные рыночные тренды маститого игрока. Я уверен, что «Кселл» повторит свои успешные кейсы прошлого, и сможет развернуть на нашем рынке после выхода из коронакризиса новые успешные проекты, основанные на синергии с другими компаниями группы «Казахтелеком». И убежден, что эти проекты смогут повысить не только качество связи, но и качество жизни всех казахстанцев, на которых, в конечном счете, работаем все мы».

Рашит Махат
Рашит Махат

Рашит Махат, член совета директоров, независимый директор:

«22-летие «Кселл» довольно символично выпало именно на 2020-й год – год турбулентности для всех стран мира и всех отраслей экономики. Хотелось бы поблагодарить каждого абонента, кто выбрал «Кселл», так как исключительно благодаря вам компания сегодня не только успешно противостоит вызовам современности, но и проводит работу в направлении развития таких областей, как Big Data, IoT, AI. Сегодня «Кселл» - это не просто связь, а оператор, ежедневно работающий для предоставления все большего количества инновационных услуг своим пользователям как в B2C, так и в B2B секторах».

Динара Инкарбекова
Динара Инкарбекова

Динара Инкарбекова, член совета директоров, независимый директор:

«За 22 года «Кселл» трансформировался в передовую инновационную телеком-компанию, лидера рынка. Сегодня невозможно себе представить современную жизнь без мобильной связи и интернета. Доступность широкополосного мобильного интернета меняет социальный ландшафт страны, открывает недоступные ранее возможности для каждого абонента компании. Если всего 10-15 лет назад мобильный телефон был роскошью, то сегодня та свобода, которую мы получаем при помощи мобильных сервисов и приложений, безвозвратно изменила нашу жизнь в лучшую сторону. В свой день рождения «Кселл» подводит итоги большой работы, не сбавляя темпов, так как на мобильном операторе лежит огромная ответственность перед каждым абонентом, сделавшем выбор в пользу «Кселл».

Айбек Нуркадыр, директор департамента стратегического развития:

«В стратегическом плане мы идем в направлении развития новых бизнесов, стремясь стать настоящей smart pipe на телекоммуникационном рынке. Подтверждением тому является наше активная деятельность по запуску новых проектов в области робототехники в абонентской службе, введение e-SIM – электронной сим-карты, запуск пилотного проекта с установкой симкоматов и многое другое. Kcell сегодня совместно с другими сотовыми операторами реализует проект «250+», в рамках которого около тысячи сел будут подключены к мобильному широкополосному интернету до конца текущего года. Доступ сельчан к скоростному мобильному интернету даст возможность жителям сельской местности получать государственные услуги онлайн, обеспечит доступ к онлайн-образованию, освоению новых профессий. Стирая границы цифрового неравенства между городом и селом, мы тем самым расширяем аудиторию пользователей нашими новыми услугами».

Айбек Нуркадыр
Айбек Нуркадыр

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить