100 страйков за год: почему птицы всё чаще попадают в самолёты в Казахстане

7972

И кто в ответе за такие столкновения?

ФОТО: аэропорт Нур-Султана

Страйк — это слово, заимствованное из английского (strike — удар), используют в боулинге, когда игрок с первого раза выбивает все десять кеглей. Однако знакомо оно и авиаторам, правда, в сочетании со словом bird: bird strike – это столкновение самолета с птицами. И отличным ударом это назвать уже язык не повернется – столкновения с пернатыми опасны для безопасности воздушного судна, а следовательно, и для тех, кто в нем находится.

Читатели, наверное, хорошо помнят аварийную посадку самолета Airbus A320 на Гудзоне в 2009 году. Тогда самолет, вылетавший из Нью-Йорка, всего через полторы минуты после взлета столкнулся со стаей казарок, и у него отказали оба двигателя. Благодаря мастерству экипажа, низкой высоте, малой скорости полета и наличию водоема экипаж благополучно посадил лайнер в реку, и все находившиеся на его борту 155 человек выжили. Страшно представить, что бы было, если обстоятельства сложились бы иначе...

«Юбилейное» столкновение

В 2022 году казахстанская авиакомпания Air Astana неоднократно «выбивала страйки». Только за минувший август компания зарегистрировала шесть столконовений с пернатыми, пять из которых пришлись на последнюю неделю месяца. Например, 31 августа произошло сразу два столкновения за день в аэропорту Актобе. В первом случае птицы попали в створку шасси самолета Аirbus A320. Во втором – пернатые повредили датчик индикации температуры окружающей среды на самолете Аirbus A321.

Попадание птицы в датчик индикации температуры окружающей среды во время захода на посадку на самолете Аirbus A321 Air Astana. Рейс КС863 Алматы - Актобе
ФОТО: Air Astana
Попадание птицы в датчик индикации температуры окружающей среды во время захода на посадку на самолете Аirbus A321 Air Astana 31 августа 2022. Рейс КС863 Алматы – Актобе

В общей сложности, по сообщениям пресс-службы Air Astana, за 2022 год случилось 100 столкновений, и «юбилейная» сотая пришлась на 31 августа. Как тогда отметили в Air Astana, это число инцидентов уже «обоснованно вызывает опасения».

По информации авиакомпании SCAT, которую Forbes.kz предоставили в ответ на запрос, за 2022 год самолеты этого перевозчика столкнулись с пернатыми шесть раз.

В Авиационной администрации Казахстана (ААК), правда, называют другие данные. По их информации, на территории РК за восемь месяцев текущего года произошло 94 случая столкновения самолетов разных авиакомпаний, включая зарубежные, с птицами. И большая часть из них пришлась на летний период.

– Основываясь на данных, предоставленных авиакомпаниями, с июня по август 2022 года произошло 68 случаев столкновения с птицами. Из них на самолеты авиакомпании Air Astana и Fly Arystan пришелся 61 случай, у SCAT было три случая, у Qazakh Air – два. И еще два раза с птицами на территории Казахстана столкнулись иностранные авиаперевозчики, – рассказал старший авиаинспектор Авиационной администрации Казахстана Ерлан Алдажаров.

Возможно, неточности в статистике объясняются тем, что ранее сообщения о столкновениях с птицами в администрацию со стороны авиакомпаний носили исключительно добровольный характер. Но, по словам Алдажарова, с этого года ААК предложила обязать авиаперевозчиков сообщать о всех подобных случаях. Поправки в законодательство уже внесены, и в ААК ожидают, что они будут приняты уже к концу текущего года.

В чем причина?

На вопрос о том, в чем причина такого угрожающего числа столкновений железных птиц с настоящими, все опрошенные редакцией организации ответили практически единогласно: это сезон. Действительно, с апреля по октябрь птиц в районе аэродромов значительного больше, чем зимой, а ближе к осени у пернатых случаются массовые перелеты. Да и количество рейсов в летний период традиционно больше.

По словам Ерлана Алдажарова, большая часть столкновений приходится на июль и август. Во многом это обусловлено тем, что молодые особи птиц встают на крыло именно в этот период. Распределение птиц зависит от климатических условий, поэтому в южных регионах количество страйков больше, нежели в северных. Еще на частоту столкновений влияет плотность полетов. Поэтому, по словам Алдажарова, основная доля зафиксированных попаданий птиц в самолеты наблюдается в Алматы, в котором самая большая интенсивность полетов в РК.

Попадание птицы в двигатель Airbus A320 Air Astana. Рейс КС877 Алматы - Атырау, 18 августа 2022
ФОТО: Air Astana
Попадание птицы в двигатель Airbus A320 Air Astana. Рейс КС877 Алматы – Атырау, 18 августа 2022

Как отметил собеседник, на возросшее число столкновений воздушных судов с птицами в 2022 году, как ни странно, повлияла еще и пандемия.

– Ситуация с Covid-19 привела фактически к остановке полетов в 2020 году, а также к сокращению интенсивности полетов в 2021 году. В этой связи аэродромы стали более привлекательными для птиц. Это наблюдается не только в Казахстане, это глобальная тенденция, – объяснил Ерлан Алдажаров.

Но, помимо горячего сезона и последствий пандемии, есть еще важные причины, способствующие увеличению птиц в зоне аэропортов: поля и свалки мусора близ аэродромов – круглогодичные кормушки для птиц. В пресс-службе столичного аэропорта сетуют еще и на наличие озера Майбайлык в непосредственной близости от воздушной гавани, которое тоже считается «столовой» для чаек, уток и прочих пернатых.

Кто виноват и что делать?

Как правило, столкновения с птицами в 75% случаев происходят при взлете и посадке самолета, так как выше, чем на 300 метров пернатые поднимаются крайне редко. Как отмечают в авиакомпаниях, следить за тем, чтобы на территории воздушной гавани не было птиц, должны в самом аэропорту: аэродромные службы и штатные орнитологи. Их основная задача – сделать территорию аэропорта непривлекательной для птиц.

Как заверяют в Международном аэропорту Нур-Султана, работа по недопущению птиц на территорию воздушной гавани столицы ведется в усиленном режиме. В воздушной гавани Алматы заявили то же самое.

ФОТО: аэропорт Нур-Султана

В аэропортах, как правило, используют биоакустические установки, газовые пушки, механические и лазерные птицеотпугиватели, пневматические винтовки, шумовые пистолеты, сигналы охотника, оптические средства по контролю за птицами, спецавтомобили и т. д. 

Но, как отметил Ерлан Алдажаров, наиболее важными являются мероприятия именно по управлению средой обитания птиц на территории аэропортов. Для этого нужно удалять места гнездования, проводить химическую обработку от насекомых, косить траву, оборудовать специальными шипами места насеста птиц, например, огни взлетно-посадочной полосы или аэродромных знаков, осушать заболоченныее участкии и т. д. То есть сделать всё возможное, чтобы зона воздушной гавани никак не привлекала пернатых. И, по словам пресс-служб аэропортов, всё это делается регулярно.

ФОТО: аэропорт Нур-Султана

Самое сложное, говорит Алдажаров, – исключение условий гнездования и питания птиц на прилежащих к аэродромам территориях. Трудность в том, что у аэропортов отсутствуют соответствующие полномочия за пределами аэродромов. Однако ответственные лица всё же проводят обследования приаэродромной территории для выявления свалок, ферм, скотобоен, мест выпаса скота и т. д. Но, видимо, не всегда эффективно.

«Сотрудники аэродромной службы ежемесячно по утвержденным маршрутам производят обследование территории, чтобы установить объекты, привлекающие птиц. Результаты обследований направляют собственникам объектов и соответствующим органам, чтобы те вывезли мусор. Письма с точными координатами мест свалок отправляют и местным исполнительным органам», – пояснили в пресс-службе аэропорта Алматы.

Инспекционные проверки проводят и службы Авиационной администрации.

– При выявлении нарушений ААК выписывает инспекторские предписания и обращает внимание местных исполнительных органов на проблемы. За 2020–2022 годы было направлено более 20 обращений. Но проблемы не устраняются оперативно, – говорит Ерлан Алдажаров.

На сколько «влетают» авиакомпании?

И пока ответственные лица выясняют, кто прав или виноват, птицы продолжают попадать в самолеты, доставляя авиакомпаниям немало хлопот. После столкновения самолет тщательно проверяют на повреждения. И если их обнаружат, то борт нужно будет ремонтировать, а это, как правило, влечет задержку рейсов. Есть и более неприятные сценарии развития, когда столкновение со стаей птиц может привести к отказу сразу двух двигателей и аварийной посадке вне аэродрома, как это было на Гудзоне. Авиакомпании несут и репутационные риски, и, само собой, финансовые.

По данным Авиационной администрации РК, ежегодные потери мировой авиации от столкновений самолетов с птицами оценивают в $1,2 млрд (по Казахстану статистику Forbes.kz не предоставили.) Несмотря на высокую частоту таких инцидентов (около 5,5 тысячи случаев в год в мире), к серьезным последствиям они приводят не так часто. Из 94 происшествий в Казахстане (по данным ААК), повреждения получили 19% самолетов.

По данным авиакомпании Air Astana, из 100 страйков, случившихся в 2022 году, 15 повлекли повреждения бортов.

«С начала года пришлось менять три носовых обтекателя – по €30 тыс. каждый, одно входное устройство двигателя стоимостью $60 тыс. и две лопатки вентилятора двигателя – по $60 тыс.», – подсчитали в пресс-службе Air Astana.

Купить нужные детали для ремонта не всегда удается быстро. Например, в июле 2022 года у одного из пассажирских лайнеров Air Astana – Airbus A320 – по техническим причинам отключился левый двигатель. Судну пришлось вернуться в аэропорт Шымкента, где борт законсервировали на длительное время. По данным пресс-службы, он там будет стоять как минимум до конца сентября 2022 года из-за того, что нужных запасных двигателей пока нет на рынке.

Кто возместит ущерб?

Но если устранение птиц на территории аэропортов – задача самой воздушной гавани, то возникает резонный вопрос: за чей счет идет ремонт пострадавших частей судна при столкновении с птицами? И получает ли авиакомпания некую компенсацию от аэропорта после подобных инцидентов? Перевозчики на эти вопросы ответили отрицательно.

«Все расходы по ремонту и устранению повреждений авиакомпания вынуждена нести самостоятельно. Каждый случай столкновения с птицей, вызывающий повреждение самолета, создает дополнительную нагрузку на технические ресурсы и летный состав авиакомпании, не говоря уже о высоких расходах на замену поврежденных деталей», – отметили в пресс-службе авиакомпании Air Astana.

В SCAT дали аналогичный ответ: «За прошедший период 2022 года в SCAT зафиксировано шесть случаев столкновения с птицами. Восстановление повреждений воздушного судна, как правило, производится за счет авиаперевозчика. Столкновение с птицами и временный вывод самолета из расписания полетов способны привести к изменениям расписания, задержкам и отменам рейсов».

А в аэропорту Алматы отмечают, что компенсационный вопрос зависит от ряда факторов: «Это связано в первую очередь с геолокационной составляющей и доказательствами на каком именно отрезке и территории произошло столкновение. В большинстве случаев этот вопрос относится к компетенции страховых компаний». 

За восемь месяцев 2022 года на территории аэропортов Казахстана зарегистрировали 46 случаев столкновения с птицами, из них в восьми случаях зарегистрировали повреждения. Но доказать, что столкновение произошло на территории воздушной гавани, зачастую очень сложно, так как пилоты сами не знают, где это происходит, утверждает Ерлан Алдажаров.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить