На родине портвейна
Главный редактор Forbes.kz побывал в Португалии на виноградниках семейной винодельческой компании Quinta do Portal
Газетная молодость в начале 1980-х, как почти у всех журналистов моего поколения, прошла в атмосфере благоухания казахстанского портвейна «Талас». В честь него был даже сложен гимн:
Течёт в Киргизии река/ По имени Талас,/ Течёт она издалека/ И вся впадает в нас.
Ближе к перестройке качество напитка стало непоправимо портиться. После принятия антиалкогольного закона в 1985 он перешёл в разряд дефицитных продуктов. На заре 1990-х «Талас» вернулся на рынок, но уже в тетрапакетах.
Поколение сочло картонную тару глумлением над идеалами юности и переключилось на «взрослое» спиртное. Портвейн стал преданьем старины глубокой.
Но спустя много лет судьба вновь десантировала меня в молодость. В роли планиды выступила дистрибьюторская компания «Казахстан Коммерция», пригласившая журналиста Forbes.kz на родину портвейна – в Португалию. Как раз на сбор урожая винограда. Там я понял, что в юности мы пили что-то другое, не портвейн.
«Штаб-квартира» семейной винодельческой компании Quinta do Portal располагается в полутора часах езды на восток от Порту, в долине реки Доуру.
Усадьба Casa das Pipas («Дом бочек»), окружённая тысячами гектаров виноградников, включает в себя двухэтажный гостевой дом; шале на четыре номера с «винтажными», ещё 19 века, прессом для винограда и давильней для оливок с гранитными жерновами; ресторан и, конечно, огромные винные погреба с бочками от 300 до 50 тыс. (!) литров.
Ёмкости из французского дуба закупают у французских же бондарей, по 500 евро за стандартную бочку, а после использования продают по 40 евро в Шотландию, где в них выдерживают односолодовое виски.
Педро Алмейдо Сантуш - эскпорт-менеджер компании, отвечает за поставки продукции в 35 стран мира (всего Quinta do Portal экспортирует в 70 государств). Он рассказал, что несколько лет назад Forbes Magazine включил поездку в Casa das Pipas в «Топ-10 лучших винных туров мира». А в 2005 и 2007 бренд Quinta do Portal попал в Топ-100 лучших вин года специализированного международного журнала The Wine Enthusiast.
Бренду более 100 лет. Сегодня бизнес принадлежит Эуженио Бранко, ему помогают двое сыновей – Жоао и Педро. Конёк компании – конечно, портвейны (в Португалии их называют ports), но также она производит белое, красное, розовое, зелёное вино и мускатель.
С сеньором Бранко мы встретились уже в Порту, в последний день нашего винного трипа. Там он устроил для казахстанских гостей «отвальную» в таверне Tito II с жареными сардинами и сухим вином, а затем пригласил домой, в квартиру на берегу океана – выпить десятилетнего портвейна. Педро Сантуш сказал, что, кроме нас, за последние 14 лет такой чести удостаивались только канадские партнёры.
На мой вопрос, как идёт бизнес, сеньор Бранко ответил, что до кризиса прибыль компании составляла 5 млн евро в год, в прошлом году упала до 4 млн, но, поскольку Португалия встала на путь экономического исправления, он намерен в ближайшем будущем довести этот показатель до 8 млн евро.
Роман Полозов – профессиональный сомелье и тренинг-менеджер, на постоянной основе сотрудничает с АО «Казахстан Коммерция».
F: Роман, ваша профессия – предел мечтаний многих: пить на работе и ещё получать за это деньги. Это призвание?
- Мы не столько пьём, сколько пробуем, дегустируем. Шёл я к этому с 2000, когда работал торговым представителем в новосибирской компании. Втянулся, понравилось, дважды пытался уходить из этой профессии, но всё равно возвращался. Мне приходится много ездить и каждый день узнавать что-то новое: мир алкоголя не стоит на месте – везде появляются новые марки, в разных странах принимаются новые законы, касающиеся производства и продажи спиртного.
F: Как сомелье вы разбираетесь только в винах?
- Конечно, сомелье – это прежде всего вина. Но мне по работе приходится заниматься всем – от пива до абсента, любой алкоголь и градус.
F: Каков ваш личный рейтинг предпочтений?
- Предпочитаю виноградные напитки – вина, коньяки, арманьяки, портвейны, хересы. На последнем месте – водка, я могу её оценить, но белые спирты вообще не люблю.
F: Когда мы ехали сюда, на родину портвейна, в вас ощущался внутренний восторг, словно вы чекист, которому подарили маузер Дзержинского.
- Да, я впервые здесь. Когда сам это всё увидишь, потрогаешь, попробуешь – тогда и людям по-другому преподносишь.
F: Местные портвейны оправдали ваши ожидания?
- На все сто. Очень понравился портвейн tawny (рыжевато-коричневого цвета), выдержанный в бочке. Хотя не скажу, что мне не по вкусу молодой или, допустим, белый портвейн.
F: У портвейна есть перспективы в Казахстане?
- Думаю, есть. Особенно после запрета на продажу крепких напитков после 21.00. А у портвейна крепость 16-18 градусов, он относится к разряду некрепкого спиртного, хотя «вставляет» хорошо. Поэтому и набирает популярность. Хотя у многих этот напиток до сих пор ассоциируется с советскими марками – например, «777», но настоящий портвейн – он, конечно, в Португалии.
Казахстанцы из алкоголя предпочитают то, что на слуху: скажем, виски Chivas Regal, Macallan, Red Label, Jameson. На слуху они потому, что первыми зашли на рынок, а про другие марки, причём при огромном ассортименте, потребитель почти не знает. Я не говорю, что это плохие бренды, но и, кроме них, есть достойные. Поэтому мы и занимаемся пропагандой культуры пития и популяризацией разнообразия качественных алкогольных напитков. И потребители, которые переориентировались, например, на шотландское виски Glemorangie или португальские портвейны, которые прежде не пробовали, не пожалели об этом.
Олеся Тихонова, бренд-менеджер винного портфеля компании «Казахстан Коммерция», рассказала Forbes.kz, что ежегодно в нашу страну поставляется лишь 800 кейсов продукции Quinta do Portal (один кейс – это коробка с 12 бутылками ёмкостью 0,75 л, или 9 л. - F). Итого: 7200 литров. Не так уж и много.
Об отечественном рынке алкоголя и перспективах португальского портвейна в Казахстане мы говорим с Демидом Самошкиным, коммерческим директором сети магазинов SMALL, и Сергеем Заниным, начальником отдела продаж АО «Казахстан Коммерция».
F: Какова доля алкогольных напитков в потребительской корзине казахстанца?
Д.С.: Данные источников разнятся, но, по моим сведениям, она составляет не более 5,5%. При этом организованная торговля алкоголем занимает всего 30%, остальное – «серые» и «теневые» продажи.
F: Меняются ли вкусы и предпочтения казахстанцев в отношении спиртного?
Д.С.: На протяжении последних 10 лет стал расти в продажах дорогой качественный алкоголь. Появилась культура пития виски, продажи которого с 2007 выросли втрое. Причём потребитель переходит на односолодовое виски, главным образом на ирландский Jameson: если три года назад бренд Johnnie Walker (купажированный скотч Red Label и другие марки) занимал 35% этого сегмента рынка, то сегодня – лишь 15%.
F: А мода на 12- и 18-летний Chivas Regal уже прошла?
С.З.: Сразу отмечу, что премиальные сорта имеют долю на рынке виски 10%, не больше. А знаете, откуда эта мода взялась? В начале 2000-х пошли разговоры, что Chivas предпочитает первое лицо государства. Естественно, его стало пить и его окружение, потом и остальные: надо же соответствовать. В то время 12-летний Chivas коробками брали. Затем постепенно мода пошла на спад.
F: Что скажете о позициях японского виски – Yamazaki, Suntory, других брендах?
Д.С.: Два года назад они очень агрессивно зашли на наш рынок, и многие переключились на японские марки. Но сегодня, к сожалению, их перестали поддерживать: нет промоушна, нет товара.
С.З.: Тем не менее, сегодня все ретейлеры бросились развивать пакеты виски: от бюджетных сортов до суперпремиальных.
F: Каковы другие тренды на рынке алкоголя?
Д.К.: Российские производители водки вытеснили с нашего рынка мелких казахстанских конкурентов, из отечественных марок остались «Хаома», «Собрание», ещё несколько. На прилавках появился ряд специфических для нас напитков – самбука, текила, к ним можно отнести и портвейн.
F: Как раз хотел напомнить, что мы находимся на родине портвейна, а больше говорим о виски. Так есть ли у портвейна в Казахстане шансы не потеряться среди водки и скотча?
С.З.: Наверное, шансов немного. Его доля на рынке исчисляется десятыми или даже сотыми процента.
Наследница Джоконды нарисовала этикетку для казахстанских вин
Княжна Наталия Строцци рассказала Forbes.kz о своей итальянской семье, о св... →
Д.С.: Его доля измеряется даже не в процентах – счёт идёт в проданных бутылках! За год наша сеть продала всего 3 тыс.
С.З.: Дело в том, что у портвейна очень узкая специфическая ниша. Для роста его потребления нужна развитая культура пития. Но у нас люди даже в вине слабо разбираются, не знают, что настоящее вино – только сухое, а на рынке – куча сладкого и полусладкого. Чтобы оценить вкус качественного портвейна, нужна его пропаганда, но реклама алкоголя запрещена. Так что особых перспектив я не вижу. Скорее всего португальский портвейн останется уделом ценителей и знатоков. Хотя цена у него доступная: от 2500 тенге за бутылку стандартной марки, дешевле французского вина.
Д.С.: Шанс есть, но здесь нужен грамотный маркетинговый ход. Был история с портвейном Sandeman: одна казахстанская компания купила 20 ящиков и не смогла продать, хотя напиток шикарный. Думаю, у портвейна есть фокусная группа потребителей – это люди 1950-64 годов рождения, которые помнят ещё советские марки. Хотя не всем сегодня по карману бутылка за две с половиной тысячи тенге. Будь её цена 900 тенге – тогда у портвейна были бы перспективы.
F: И не помешал бы, наверное, ещё такой драйвер роста, как у Chivas.
К сожалению, пока не изобретена такая опция, как наливать по интернету, иначе я бы кое-кого угостил. А рассказывать о вкусе и аромате портвейнов Quinta do Portal – напрасный труд: вряд ли ваши рецепторы это оценят. Но всё же назову несколько марок, которые пришлись по душе. «6 Pipas» - микс из шести лучших бочек. «29 Grapes» - портвейн из 29 сортов винограда. Белый портвейн – я и не знал, что такой на свете бывает. 20-летний LBV (Late Bottled Vintage).
Однако абсолютным Эверестом для всей нашей группы стал 100-летний (!) портвейн, которым угостил казахстанцев Педро Сантуш на дегустации в подвалах Quinta do Portal. Этот уникальный напиток – из личных закромов семьи Бранко. Он никогда не разливался и не будет разлит в бутылки. Вкус его был совершенно нездешним и отстоял от других марок, как небо от земли. Он медленно не стекал даже, а сползал по стенкам бокала, оставляя тягучие следы.
Подумал тогда: все люди, кто делал этот портвейн, давно умерли. А он жив.
Примечание. Редакция выражает признательность Ляззат Набиевой, президенту АО «Казахстан Коммерция», и Олесе Тихоновой, бренд-менеджеру винного портфеля компании, за организацию поездки в Португалию.