На родине портвейна

20934

Главный редактор Forbes.kz побывал в Португалии на виноградниках семейной винодельческой компании Quinta do Portal

Фотографии: Вадим Борейко

Газетная молодость в начале 1980-х, как почти у всех журналистов моего поколения, прошла в атмосфере благоухания казахстанского портвейна «Талас». В честь него был даже сложен гимн:

Течёт в Киргизии река/ По имени Талас,/ Течёт она издалека/ И вся впадает в нас.

Ближе к перестройке качество напитка стало непоправимо портиться. После принятия антиалкогольного закона в 1985 он перешёл в разряд дефицитных продуктов. На заре 1990-х «Талас» вернулся на рынок, но уже в тетрапакетах.

Поколение сочло картонную тару глумлением над идеалами юности и переключилось на «взрослое» спиртное. Портвейн стал преданьем старины глубокой.

Сбор урожая винограда - в разгаре.

Но спустя много лет судьба вновь десантировала меня в молодость. В роли планиды выступила дистрибьюторская компания «Казахстан Коммерция», пригласившая журналиста Forbes.kz на родину портвейна – в Португалию. Как раз на сбор урожая винограда. Там я понял, что в юности мы пили что-то другое, не портвейн.

Долина реки Доуру.

«Штаб-квартира» семейной винодельческой компании Quinta do Portal располагается в полутора часах езды на восток от Порту, в долине реки Доуру.

Casa das Pipas.

Усадьба Casa das Pipas («Дом бочек»), окружённая тысячами гектаров виноградников, включает в себя двухэтажный гостевой дом; шале на четыре номера с «винтажными», ещё 19 века, прессом для винограда и давильней для оливок с гранитными жерновами; ресторан и, конечно, огромные винные погреба с бочками от 300 до 50 тыс. (!) литров.

В погребах Quinta do Portal.

Ёмкости из французского дуба закупают у французских же бондарей, по 500 евро за стандартную бочку, а после использования продают по 40 евро в Шотландию, где в них выдерживают односолодовое виски.

Педро Алмейдо Сантуш.

Педро Алмейдо Сантуш - эскпорт-менеджер компании, отвечает за поставки продукции в 35 стран мира (всего Quinta do Portal экспортирует в 70 государств). Он рассказал, что несколько лет назад Forbes Magazine включил поездку в Casa das Pipas в «Топ-10 лучших винных туров мира». А в 2005 и 2007 бренд Quinta do Portal попал в Топ-100 лучших вин года специализированного международного журнала The Wine Enthusiast.

Бренду более 100 лет. Сегодня бизнес принадлежит Эуженио Бранко, ему помогают двое сыновей – Жоао и Педро. Конёк компании – конечно, портвейны (в Португалии их называют ports), но также она производит белое, красное, розовое, зелёное вино и мускатель.

С сеньором Бранко мы встретились уже в Порту, в последний день нашего винного трипа. Там он устроил для казахстанских гостей «отвальную» в таверне Tito II с жареными сардинами и сухим вином, а затем пригласил домой, в квартиру на берегу океана – выпить десятилетнего портвейна. Педро Сантуш сказал, что, кроме нас, за последние 14 лет такой чести удостаивались только канадские партнёры.

Эуженио Бранко и его супруга Анна-Мария.

На мой вопрос, как идёт бизнес, сеньор Бранко ответил, что до кризиса прибыль компании составляла 5 млн евро в год, в прошлом году упала до 4 млн, но, поскольку Португалия встала на путь экономического исправления, он намерен в ближайшем будущем довести этот показатель до 8 млн евро.

Роман Полозов.

Роман Полозов – профессиональный сомелье и тренинг-менеджер, на постоянной основе сотрудничает с АО «Казахстан Коммерция».

FРоман, ваша профессия – предел мечтаний многих: пить на работе и ещё получать за это деньги. Это призвание?

- Мы не столько пьём, сколько пробуем, дегустируем. Шёл я к этому с 2000, когда работал торговым представителем в новосибирской компании. Втянулся, понравилось, дважды пытался уходить из этой профессии, но всё равно возвращался. Мне приходится много ездить и каждый день узнавать что-то новое: мир алкоголя не стоит на месте – везде появляются новые марки, в разных странах принимаются новые законы, касающиеся производства и продажи спиртного.

FКак сомелье вы разбираетесь только в винах?

- Конечно, сомелье – это прежде всего вина. Но мне по работе приходится заниматься всем – от пива до абсента, любой алкоголь и градус.

FКаков ваш личный рейтинг предпочтений?

- Предпочитаю виноградные напитки – вина, коньяки, арманьяки, портвейны, хересы. На последнем месте – водка, я могу её оценить, но белые спирты вообще не люблю.

FКогда мы ехали сюда, на родину портвейна, в вас ощущался внутренний восторг, словно вы чекист, которому подарили маузер Дзержинского.

- Да, я впервые здесь. Когда сам это всё увидишь, потрогаешь, попробуешь – тогда и людям по-другому преподносишь.

FМестные портвейны оправдали ваши ожидания?

- На все сто. Очень понравился портвейн tawny (рыжевато-коричневого цвета), выдержанный в бочке. Хотя не скажу, что мне не по вкусу молодой или, допустим, белый портвейн.

Розовые кусты сажают вдоль виноградников не для красоты: если цветы начинают раньше времени вянуть - значит, лоза чем-то больна.

FУ портвейна есть перспективы в Казахстане?

- Думаю, есть. Особенно после запрета на продажу крепких напитков после 21.00. А у портвейна крепость 16-18 градусов, он относится к разряду некрепкого спиртного, хотя «вставляет» хорошо. Поэтому и набирает популярность. Хотя у многих этот напиток до сих пор ассоциируется с советскими марками – например, «777», но настоящий портвейн – он, конечно, в Португалии.

Казахстанцы из алкоголя предпочитают то, что на слуху: скажем, виски Chivas Regal, Macallan, Red Label, Jameson. На слуху они потому, что первыми зашли на рынок, а про другие марки, причём при огромном ассортименте, потребитель почти не знает. Я не говорю, что это плохие бренды, но и, кроме них, есть достойные. Поэтому мы и занимаемся пропагандой культуры пития и популяризацией разнообразия качественных алкогольных напитков. И потребители, которые переориентировались, например, на шотландское виски Glemorangie или португальские портвейны, которые прежде не пробовали, не пожалели об этом.

Перед дегустацией (Олеся Тихонова).

Олеся Тихонова, бренд-менеджер винного портфеля компании «Казахстан Коммерция», рассказала Forbes.kz, что ежегодно в нашу страну поставляется лишь 800 кейсов продукции Quinta do Portal (один кейс – это коробка с 12 бутылками ёмкостью 0,75 л, или 9 л. - F). Итого: 7200 литров. Не так уж и много.

Демид Самошкин.

Об отечественном рынке алкоголя и перспективах португальского портвейна в Казахстане мы говорим с Демидом Самошкиным, коммерческим директором сети магазинов SMALL, и Сергеем Заниным, начальником отдела продаж АО «Казахстан Коммерция».

FКакова доля алкогольных напитков в потребительской корзине казахстанца?

Д.С.: Данные источников разнятся, но, по моим сведениям, она составляет не более 5,5%. При этом организованная торговля алкоголем занимает всего 30%, остальное – «серые» и «теневые» продажи.

FМеняются ли вкусы и предпочтения казахстанцев в отношении спиртного?

Д.С.: На протяжении последних 10 лет стал расти в продажах дорогой качественный алкоголь. Появилась культура пития виски, продажи которого с 2007 выросли втрое. Причём потребитель переходит на односолодовое виски, главным образом на ирландский Jameson: если три года назад бренд Johnnie Walker (купажированный скотч Red Label и другие марки) занимал 35% этого сегмента рынка, то сегодня – лишь 15%.

Сергей Занин.

FА мода на 12- и 18-летний Chivas Regal уже прошла?

С.З.: Сразу отмечу, что премиальные сорта имеют долю на рынке виски 10%, не больше. А знаете, откуда эта мода взялась? В начале 2000-х пошли разговоры, что Chivas предпочитает первое лицо государства. Естественно, его стало пить и его окружение, потом и остальные: надо же соответствовать. В то время 12-летний Chivas коробками брали. Затем постепенно мода пошла на спад.

FЧто скажете о позициях японского виски – Yamazaki, Suntory, других брендах?

Д.С.: Два года назад они очень агрессивно зашли на наш рынок, и многие переключились на японские марки. Но сегодня, к сожалению, их перестали поддерживать: нет промоушна, нет товара.

С.З.: Тем не менее, сегодня все ретейлеры бросились развивать пакеты виски: от бюджетных сортов до суперпремиальных.

FКаковы другие тренды на рынке алкоголя?

Д.К.: Российские производители водки вытеснили с нашего рынка мелких казахстанских конкурентов, из отечественных марок остались «Хаома», «Собрание», ещё несколько. На прилавках появился ряд специфических для нас напитков – самбука, текила, к ним можно отнести и портвейн.

FКак раз хотел напомнить, что мы находимся на родине портвейна, а больше говорим о виски. Так есть ли у портвейна в Казахстане шансы не потеряться среди водки и скотча?

С.З.: Наверное, шансов немного. Его доля на рынке исчисляется десятыми или даже сотыми процента.

Д.С.: Его доля измеряется даже не в процентах – счёт идёт в проданных бутылках! За год наша сеть продала всего 3 тыс.

С.З.: Дело в том, что у портвейна очень узкая специфическая ниша. Для роста его потребления нужна развитая культура пития. Но у нас люди даже в вине слабо разбираются, не знают, что настоящее вино – только сухое, а на рынке – куча сладкого и полусладкого. Чтобы оценить вкус качественного портвейна, нужна его пропаганда, но реклама алкоголя запрещена. Так что особых перспектив я не вижу. Скорее всего португальский портвейн останется уделом ценителей и знатоков. Хотя цена у него доступная: от 2500 тенге за бутылку стандартной марки, дешевле французского вина.

Д.С.: Шанс есть, но здесь нужен грамотный маркетинговый ход. Был история с портвейном Sandeman: одна казахстанская компания купила 20 ящиков и не смогла продать, хотя напиток шикарный. Думаю, у портвейна есть фокусная группа потребителей – это люди 1950-64 годов рождения, которые помнят ещё советские марки. Хотя не всем сегодня по карману бутылка за две с половиной тысячи тенге. Будь её цена 900 тенге – тогда у портвейна были бы перспективы.

FИ не помешал бы, наверное, ещё такой драйвер роста, как у Chivas.

К сожалению, пока не изобретена такая опция, как наливать по интернету, иначе я бы кое-кого угостил. А рассказывать о вкусе и аромате портвейнов Quinta do Portal – напрасный труд: вряд ли ваши рецепторы это оценят. Но всё же назову несколько марок, которые пришлись по душе. «6 Pipas» - микс из шести лучших бочек. «29 Grapes» - портвейн из 29 сортов винограда. Белый портвейн – я и не знал, что такой на свете бывает. 20-летний LBV (Late Bottled Vintage).

В этой колбе - 100-летний портвейн.

Однако абсолютным Эверестом для всей нашей группы стал 100-летний (!) портвейн, которым угостил казахстанцев Педро Сантуш на дегустации в подвалах Quinta do Portal. Этот уникальный напиток – из личных закромов семьи Бранко. Он никогда не разливался и не будет разлит в бутылки. Вкус его был совершенно нездешним и отстоял от других марок, как небо от земли. Он медленно не стекал даже, а сползал по стенкам бокала, оставляя тягучие следы.

Подумал тогда: все люди, кто делал этот портвейн, давно умерли. А он жив.

Примечание. Редакция выражает признательность Ляззат Набиевой, президенту АО «Казахстан Коммерция», и Олесе Тихоновой, бренд-менеджеру винного портфеля компании, за организацию поездки в Португалию.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить