История Алматы и Семиречья в работах трех поколений фотографов

17738

В субботу, 1 августа, легендарный казахстанский фотограф Олег Александрович Ионов отмечает 80-летие. В эти в алматинской галерее «Вернисаж» проходит выставка работ фотохудожника, его отца и деда

Олег Ионов.

Выставка названа «Три цвета времени». Словом, страсть к фотоискусству у Ионовых, можно сказать, проявляется на генетическом уровне.

Фотографический ген первым проявился у деда – Нестора Ионова. После окончания Санкт-Петербургской военно-медицинской академии он служил в Персии, а затем был отправлен в станицу Софийскую – ныне город Талгар близ Алматы.

Нестор Федорович в 1898 приобрел фотокамеру и стал одним из первых-фотографов-любителей в Семиречье.

Одна из самых старых фотографий, представленных на экспозиции, сделана Нестором Ионовым 104 года назад – на ней в коляске запечатлен его сын - юный Александр Ионов.

Юный Александр Ионов.

Олег Ионов рассказывает про отца: он был одним из первых студентов только созданного КазГУ. Полностью отучился, сдал часть госэкзаменов, но уже на финише бросил учебу и ушел в фотографы.

Он стал летописцем молодой Алма-Аты, более 40 лет проработав фотографом во всем том же КазГУ.

В Центральном фотоархиве Казахстана создан фонд Александра Ионова.

Александр Ионов.

А вот его сын Олег вуз все-таки окончил – получил диплом выпускника физфака.

- Но жена Ирина (Баженова, известный казахстанский журналист. F) до сих пор издевается надо мной: мол, не могу отличить закон Бойля-Мариотта от второго закона Ньютона, - улыбается юбиляр.

Какие только профессии и должности ни указаны в трудовой книжке Олега Ионова: инженер, преподаватель, судья водных видов спорта, младший научный сотрудник института химии. Но в институте гены окончательно взяли свое – Олег Александрович в подвале устроил себе лабораторию, где в свете красной лампы колдовал над негативами, проявкой, химреактивами. В общем, фотография захватила окончательно, и в 1980-м он окончательно переквалифицировался в фотокорреспонденты.

- Моей первой серьезной работой была обнаженная натура. Я, кстати, первым в Казахстане выступил с темой ню. Снимок был сделан в Алуште в 1965, мне тогда было 30 лет. Там как раз проходили соревнования по подводному плаванию, где я был главным судьей, - вспоминает фотограф.

Вместе с альпинистами (и без них) Олег Ионов излазал многие горные вершины, снимал великолепные пейзажи, исколесил полмира. Об Африке, например, вспоминает по двум эпизодам – там у фотографа украли камеру, и там же он кормил голодного крокодила. 

В Финских горах, на Памире, Олег Ионов сделал одну из самых любимых своих работ.

«Я сердце оставил в Фанских горах».

- Это было на Куликалонских озерах, которые расположены каскадом на высоте около 2 тыс. метров, - говорит мэтр. - Мы проходили через перевал, подошли к одному из озер. Вокруг него разрослась древовидная арча, а за ней – пятитысячник Мария. Если долго сидеть и смотреть на гору, то можно видеть, как по ней постоянно срываются лавины. Бард Юрий Визбор так спел об этом месте: «Я сердце оставил в Фанских горах». Так я и назвал свою работу.

«Аксакал».

Впрочем, фотоискусство позволило Ионову не только выразить себя, но и неплохо заработать. Так, на выставке AGFA снимок Олега Александровича «Аксакал» взял гран-при и заработал $2,5 тыс. Историю еще одного приработка Олег Ионов рассказывает с подробностями.

- В 1981 меня пригласили в морской круиз для советских граждан. Стоил он 4 тыс. рублей. Я нашел деньги и поплыл. Тур охватывал Японию, Вьетнам, Таиланд и Филиппины. Плыли мы на корабле (оцените иронию!) «Феликс Эдмундович Дзержинский».

В Японии мы были на киностудии, где экскурсию для нас проводил культовый режиссер Акира Куросава. Также он показывал нам свой документальный фильм. А я, дурак, из-за своей природной скромности тогда так и не подошел к нему, не поблагодарил. А потом мы были в японском городе с прикольным названием Ибасуки.

На корабле я был единственным человеком с камерой, и все, естественно, просили меня сфотографировать их. В итоге мне накидали столько денег, сколько я заплатил за круиз. Правда, одна из женщин потом написала на меня жалобу в КГБ – ей не понравились мои фотографии. Там долго над этим смеялась. Просто наша группа по экскурсиям передвигались быстро, я фотографировал второпях, вот ее и не впечатлила моя работа.

Снимки Олега Инова публиковали и продолжают это делать многие казахстанские издания. А еще они выходили в «Правде», «Вокруг света», «Советской женщине», чешском журнале Foto.   

В 27 лет Олег Ионов работал в республиканской газете «Дружные ребята». Последний его рабочий день прошел, когда фотографу было уже 77 лет. Впрочем, для Олега Александровича даже 80 лет – не пенсионный возраст. У фотохудожника большие творческие планы.

- Мой друг, предприниматель Саша Цхай на днях подарил мне экспериментальный Nikon, у которого огромное фокусное расстояние. Так что буду «стрелять цифрой» в глаза водителям, проезжающим за сотни метров на машине, - говорит фотограф. - А тем временем сын Максим недавно подошел и говорит: научи заправлять пленку в фотоаппарат. И я его поддерживаю: пленка дает необыкновенную палитру цветов и большое разрешение.

Олег Ионов, говорит, что постиг простую тайну, как сделать «тот самый» кадр:

- Фотография должна быть нагружена внутренним миром героя. Остальное – дело техники.

Сам Олег Александрович свой внутренний мир постиг и, говорит, очень доволен жизнью.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить