«Крушение «Протона» станет поводом пересмотреть соглашение по Байконуру»

На месте крушения ракеты-носителя "Протон-М" образовалась воронка диаметром порядка 200 м. Утром 2 июля этот аппарат с тремя спутниками ГЛОНАСС упал через минуту после взлета. На борту ракеты находилось 600 тонн топлива. После взрыва в районе Байконура образовалось ядовитое облако. Эксперты опасаются, что оно выйдет за границы космодрома. Весь персонал уже эвакуирован.

На вопросы радиостанции «Коммерсант FM» ответил академик Российской fкадемии rосмонавтики им. Циолковского Александр Железняков.

- Сообщается, что ущерб составит $200 млн, кроме того, что спутники не были, якобы, застрахованы. На ваш взгляд, кто должен возмещать ущерб?

- По моим сведениям, спутники были застрахованы. А то, что $200 млн — это предварительные ущербы, это стоимость самой ракеты-носителя, космических аппаратов. Вероятно, он будет выше, потому что ракета взорвалась на территории космодрома, возникло это пресловутое ядовитое облако, и, конечно, экологии будет нанесен определенный ущерб, нам придется его устранять, компенсировать казахам. Так что цифра возрастет. Компенсировать ущерб от запуска и потерю спутников будут страховые компании. Компенсировать экологический ущерб, конечно, будет Роскосмос, то есть российское государство.

- Как вы думаете, Байконур, точнее Казахстан, может пересмотреть какие-то соглашения по использованию космодрома Россией после этой аварии?

- Попытки пересмотреть соглашение по Байконуру предпринимаются давно и регулярно. Боюсь, что, да, это будет новый повод для того, чтобы поднять вопрос о пересмотре договоренностей по Байконуру. И если не в экономическом плане, то, по крайней мере, в политическом — некоторые силы в Казахстане эту аварию обязательно используют.