Машиностроение: в какие страны экспортируются казахстанские товары

2580

В Министерстве индустрии и инфраструктурного развития рассказали о развитии отечественного машиностроения, передает корреспондент МИА «Казинформ».

«Приток инвестиций в отрасль за годы индустриализации составил 487,6 млрд тенге (январь-ноябрь 2020 г. + 65,3 млрд тенге). Особую роль сыграли запуск предприятий по производству: электровозов по технологии французской компании Alstom - ТОО «Электровозкурастыру зауыты» (2012г.); стальных бесшовных труб - ТОО «Тенарис Глобал Сервисез (Казахстан)» (2016г.), итальянской компанией Tenaris, мирровым производителем трубной продукции); винтовых насосов - ТОО «Куду Индастриз Казахстан» (2015г.), всемирно известным ведущим производителем Kudu Industries Inc.; шаровой запорной арматуры - ТОО «Бемер арматурен Казахстан» (2011г.), представитель немецкой марки Бемер и др. Также на действующих предприятиях запущено производство новых видов силовых трансформаторов (группа компаний АО «Алагеум Групп»), модемов и коммутаторов, начали производиться рефрижераторные вагоны на АО «ПЗТМ» и алюминиевые колесные диски на ТОО «Вектор Павлодар», налажена сборка новых моделей автомобилей в Костанае и ВКО», - сообщили в ведомстве.

Несмотря на то, что производство, в основном, ориентировано на внутренний рынок, отмечается рост объемов экспорта машиностроительной продукции. С 2009 года объемы экспорта возросли в 2,8 раз (с 405 млн долл. США в 2009 г. до 1,15 млрд долл. США в 2019г.). Расширены рынки сбыта: помимо ЕАЭС, продукция направляется на экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья (Азербайджан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Грузия, ОАЭ, Бенин, Люксембург, Венгрия). Преимущественно, экспорт обеспечивают поставки продукции электрооборудования, нефтегазового машиностроения, ж/д техники. Но также не стоит отрицать, что технологии и оборудование ряда предприятий действительно устарели и как следствие теряют конкурентоспособность.

По оперативным данным КС МНЭ РК и КГД МФ РК за январь - октябрь 2020 года объем экспорта в стоимостном выражении составил 933,2 млн долл. США, что на 4,5% меньше в сравнении с аналогичным периодом 2019 г. Удержать показатели экспорта удалось за счет экспорта аккумуляторов, трансформаторов, подшипников, локомотивов, легковых автомобилей, прочих тележек ходовых балансирных и пр.

«В 2019 году было зарегистрировано 2910 действующих предприятий, при этом до принятия программы индустриализации количество предприятий отрасли составляло всего 1700. Фактически количество машиностроительных производств за 10 лет выросло в 1,7 раза. В 2020 году в отрасли зарегистрировано 3007 предприятий: 63 крупных, 102 средних и 2842 небольших предприятий. Карта индустриализации позволила создать порядка 14,2 тыс. новых рабочих мест. В числе наиболее крупных предприятий можно назвать ТОО «СарыаркаАвтоПром», АО «Азия Авто», АО «ЕПК Степногорск», ТОО «Кайнар-АКБ», АО «Кентауский трансформаторный завод», АО «Агромашхолдинг KZ», АО «Атыраунефтемаш», АО «АЗТМ» и АО «ПЗТМ», - добавили в министерстве.

Третий этап индустриализации нацелен на экспортоориентированную индустриализацию, где одним из условий для развития проектов станет выход на экспорт отечественной продукции. На текущую пятилетку запланирован ряд проектов. Cреди крупных проектов можно отметить cтроительство завода Hyundai (2022) ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan»; строительство приборостроительного завода (2022) ТОО «Корпорация Сайман»; строительство завода по производству башенных кранов и лифтов (2021) ТОО «Kaspy Service»; производство ветрогенераторов (2021) ТОО «United Energy Qazaqstan»; проект по производству автокомпонентов совместно с ПАО «КамАЗ» (2022).

В 2020 году также налажено производство стационарных аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ) на базе предприятия ТОО «Казахстан Аселсан инжиниринг», и мобильных аппаратов искусственной вентиляции легких для установки в машинах скорой помощи заводом Тыныс.

Сдерживающие факторы отрасли и возможные пути их решения

Сдерживающие факторы

- слабая защищенность рынка РК внутри ЕАЭС, скрытые барьеры для экспорта в страны ЕАЭС;

- зависимость от сырья и заготовок;

- слабая доступность длинных и дешевых денег;

- проблемы с локализацией производства и реализацией нефтегазового оборудования местным предприятиям;

- слабая развитость НИОКР.

Пути решения

Для преодоления основных ограничений развития отрасли необходимо:

- субсидирование закупа нового оборудования и технологий (доступность кредитования и лизингового финансирования);

- создание национальных чемпионов в приоритетных сегментах отрасли с развитым НИОКР;

- развитие системы долгосрочных «off-take» контрактов и механизма ранних тендеров на машиностроительную продукцию;

- создание литейных предприятий (цехов) по производству заготовок для машиностроительной отрасли;

- увеличение конкурентоспособности отечественных предприятий путем регулирования цен на сырье отечественным товаропроизводителям по ценам ниже Лондонской фондовой биржи;

- внесение изменений в Приказ и.о. Министра энергетики РК от 28 февраля 2018 года № 71, где для утвержденного перечня налогоплательщиков необходимо освободить от НДС не только импортируемый, но и отечественный товар.

В период с 2009 по 2019 годы объем производства в денежном выражении вырос в 4,9 раз, достигнув рекордного максимума (с 281,3 до 1 372 млрд тенге. В физическом выражении объем производства в отрасли вырос в 2 раза (ИФО +95,2% к 2009 г.). Если же смотреть на уровень реального производства за последние 10 лет, то благодаря вводу новых мощностей и мерам поддержки отечественных производителей, удалось достичь развития такие сектора отрасли, как крупное железнодорожное машиностроение, автомобилестроение, производство электрооборудования. За годы индустриализации появились новые товары, которые ранее не выпускались в стране Это локомотивы, электровозы, пассажирские вагоны, тракторы малой мощности, автоприцепы, пресс-подборщики, вентиляционное оборудование, ж/д колеса, оси и другие комплектующие для ж/д отрасли, модемы и коммутационное оборудование и пр. Отрасль переживала периоды спада в 2014-2016 гг., связанные со снижением темпов развития стран евразийского макрорегиона.

Согласно оперативным данным КС МНЭ РК, за период январь-ноябрь 2020 года объем производства в стоимостном выражении составил 1 579 млрд тенге (прирост на 33%), и ИФО (+16,4%). Позитивная динамика роста объемов производства наблюдается в секторах: автомобилестроение (+52,6%), прочие транспортные средства (+79,5%), электрооборудование (+0,4%), машины и оборудование, не включенные в другие категории (+6,3%). Рост обеспечен, преимущественно, за счет стимулирования спроса на автомобили и обеспечения заказов по производству грузовых вагонов и локомотивов. Однако, последствия распространения COVID-19 отразились на отрасли, так в секторах производство компьютеров, электронной и оптической продукции отмечается сокращение производства на (-4,9%) и, соответственно, ремонт и установка (-3,7%).

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить