Орбитальный телескоп Hubble обнаружил стремительно испаряющуюся экзопланету

Международная группа американских и европейских ученых обнаружила необычную, стремительно испаряющуюся экзопланету, относящуюся к классу "горячих Нептунов". Открытие было сделано с помощью орбитального телескопа Hubble, сообщается на сайте центра управления космической обсерваторией в штате Мэриленд. Об этом передает ТАСС.

"Горячий Нептун" - очень редкая разновидность экзопланет: намного чаще астрономам попадаются так называемые горячие Суперземли (планеты, диаметр которых не превышает 1,5 земных) или "горячие Юпитеры". Все они расположены очень близко к своей звезде, поэтому температуры на них очень высокие. "Горячих Нептунов" же обнаружено всего несколько, и специалисты пока не могут объяснить, в чем причина: то ли подобные планеты сами по себе редко формируются, то ли когда-то их было много, но с тех пор они исчезли. Новое открытие позволяет пролить свет на этот вопрос.

Ученые уже находили "горячий Нептун" несколько лет назад. Обнаруженная с помощью все того же телескопа Hubble экзопланета GJ 436b на тот момент была одной из самых горячих в своем классе и по этой причине постепенно теряла свою атмосферу, которая просто-напросто медленно испарялась. Нынешняя же находка еще более удивительна: обнаруженный в этот раз "горячий Нептун" GJ 3470b теряет атмосферу почти в 100 раз быстрее.

Экзопланета обращается на расстоянии всего около 6 млн км от своей звезды (это менее одной десятой расстояния от Солнца до ближайшей к нему планеты в Солнечной системе - Меркурия). Мощное излучение звезды разогревает атмосферу "горячего Нептуна" до такой степени, что часть вещества преодолевает силу притяжения и вырывается за ее пределы. Этот газ формирует гигантское облако вокруг планеты, которое постепенно рассеивается в космическом пространстве.

"Я думаю, что это первый подобный случай, когда процесс идет настолько стремительно с точки зрения эволюции планеты", - отметил руководитель исследования Винсен Бурье из Женевского университета в Швейцарии. Согласно подсчетам специалистов, этот "горячий Нептун" мог потерять за время своего существования почти 35% всего вещества, из которого он состоит. Если так будет продолжаться и дальше, через несколько миллиардов лет он просто-напросто перестанет считаться "Нептуном", а в итоге может и вовсе превратиться в "Суперземлю".

Новая находка позволяет предположить, что многие нынешние экзопланеты, относящиеся к классу "Мининептунов" (самому распространенному) и "Сверхземель", когда-то тоже были "горячими Нептунами" и прошли такие же этапы развития, как и GJ 3470b, потеряв свою массу. Этим могла бы в таком случае объясняться исключительная редкость "горячих Нептунов". Чтобы подтвердить эту гипотезу, ученым необходимо изучить больше таких планет. Но с этим может возникнуть трудность: вблизи от Земли, где специалисты в состоянии разглядеть состав их атмосферы, таких "горячих Нептунов" может и вовсе больше не быть.