Сагинтаев – Султанову: А "Байтерек"-то вы и не приметили

1268

Премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев порекомендовал министру финансов Бахыту Султанову отслеживать нарушения процессов приватизации гособъектов не только в регионах страны, но и со стороны центральных госорганов и нацхолдингов, передает Sputnik.

Во вторник, во время заседания правительства, в ходе которого рассматривался ход приватизации в стране, министр финансов обратился к премьеру с рядом замечаний в адрес местных исполнительных органов, которые, по его словам, необоснованно затягивают сроки принятия решений по передаче госактивов в конкурентную среду.

Замечания Султанова остались бы без комментариев премьера, если бы не доклад заместителя председателя правления национального управляющего холдинга "Байтерек" Галымжана Таджиякова, в ведении которого находится Жилстройсбербанк Казахстана. Правительство считает этот актив достаточно привлекательным для частных инвесторов, между тем поиски таковых длятся с мая прошлого года, а финансовое закрытие сделки по приобретению ЖССБ планируется в конце этого года.

"Бахыт Турлыханович, вы сейчас в своем выступлении говорили, что в регионах подготовку долгое время проводят: посмотрите — в Байтереке тоже самое, месяцами тоже самое делают, — обратился премьер к главе Минфина. — Почему о них не сказали? Вы выборочно говорите, критикуете регионы, а вот рядом с вами ходят — их не замечаете", — заметил он.

На что жаловался Султанов?

В принципе, Минфину на ход приватизации жаловаться грех: по сведениям Султанова, за два года действия программы на продажу государством было выставлено 476 объектов согласно комплексному плану приватизации, реализовано 367, из них на сумму 164 миллиарда тенге. Еще 255 объектов, которые государство так и не смогло никому продать, находятся на стадии реорганизации и ликвидации.

"В целом, с учетом реорганизуемых и ликвидируемых объектов, выполнение комплексного плана приватизации составляет 71%, на реализацию в 2017 году было запланировано 463 объекта, план выполнен на 97%. Выставлено 289 объектов на торги, из них продано 190. Реорганизовано и подлежит ликвидации 162 объекта. По объективным причинам 12 объектов, то есть 3% по решению комиссии, перенесены на 2018 год", — уточнил Султанов разбивку распродажи казенного имущества по годам.

Однако, по его же словам, имеется ряд проблемных моментов, требующих принятия соответствующих мер. Во-первых, некоторыми продавцами допускаются нарушения определенного законом 20-дневного интервала между проведением торгов, что снижает эффективность приватизации.

"Например, по ТОО "Мангистауагросервис" в Мангистауской области проведены только двое торгов в октябре-ноябре 2017 года, а на третьи торги данный объект не был выставлен до конца года, тогда как проведение трёх торгов с интервалом в 20 дней дало бы совсем другие результаты", — убежден министр.

Помимо этого, "отдельные акиматы" дробят государственные доли участия в ТОО при выставлении их на продажу, что приводит к снижению интереса покупателей к активам. Между тем, как напомнил министр, дробление пакетов акций/долей участия юридических лиц разрешено лишь в отношении активов "Самрук-Казына" в целях привлечения стратегических инвесторов.

Ну, и, наконец, некоторыми продавцами затягиваются мероприятия по предпродажной подготовке и оценке объектов, тем самым нарушаются сроки выставления на продажу, предусмотренные дорожными картами, а торги откладываются на поздние сроки. Это то самое нарушение, которое Минфин не заметил в холдинге "Байтерек", но зато не преминул сообщить, что по ТОО "Қалқымалы өткел" Восточно-Казахстанской области работа по оценке велась 4 месяца.

"Таким же образом были "затянуты" сроки предпродажной подготовки по 7 объектам коммунальной собственности и 5 объектам СПК", — сказал министр финансов.

Проблема в том, что стоимость упомянутых объектов коммунальной собственности даже вскладчину, скорее всего, уступает стоимости ЖССБ, а по степени привлекательности Жилстройсбербанк однозначно перевешивает их всех вместе взятых — отсюда и совет премьера критиковать не только и не столько регионы.

Есть и еще более мелкие региональные "грешки" — например, увеличение обращений в правительство об исключении из списка приватизации тех или иных объектов, несмотря на то, что еще в 2016 году премьер-министр наложил на такие обращения вето. Ну и нежелание акиматов ликвидировать активы, которые по результатам трех проведенных торгов оказались никому не нужны: в прошлом году таких "зависших" активов в стране насчитывалось семь. Премьер предложения об устранении нарушений поддержал, еще раз упомянув о необходимости жесткого применения правил ко всем собственникам — и региональным, и центральным.

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить