Предприятия хотят выселить из Астаны

2129

К 2030 году крупные предприятия столицы планируется вынести в столичные пригороды, которые за счет этого станут "магнитом" для мигрантов, ищущих в столице работу, сообщил во вторник министр по инвестициям и развитию (МИР) Женис Касымбек, передает Sputnik Казахстан.

Такие планы содержатся в межрегиональной схеме территориального развития Астанинской агломерации, которую глава МИР представлял на заседании правительства — и которую кабмин одобрил. Касымбек пояснил, что вынос производства за пределы столичной черты обусловлены целым рядом факторов — от испорченного воздуха до неконтролируемых миграционных и транспортных потоков, которые чреваты "стихийным разрастанием пригородной зоны" главного города страны.

"В целях развития управляемой урбанизации и диверсификации экономики с учетом имеющихся ресурсов требуется государственное градостроительное регулирование, решение указанных процессов, и этим вызвана необходимость разработки проекта, представленного на ваше рассмотрение", — обратился министр к коллегам по кабмину.

Аршалы и Шортанды сделают контрмагнитами

Астанинскую агломерацию разработчики распространили на собственно Астану, на три района Акмолинской области (Аршалынский, Целиноградский и Шортандинский), а также на четыре южных округа Аккольского района Акмолинской области. Всего в агломерацию вошли 124 населенных пункта с общей численностью населения в 1,2 миллиона человек (на конец 2016 года) — и с потенциалом увеличения до 1,6 миллиона человек к 2030 году.

На территории, охватывающей эти 124 населенных пункта, МИР выделил зону интенсивного развития — 7,5 тысячи квадратных километров, где будут создаваться индустриальные зоны. Остальная территория исторически может быть использована для создания продовольственного столичного пояса, а также для развития туристической деятельности, при этом в пределах 7,5 тысячи "индустриальных" квадратов, способных принимать те миграционные потоки, которые сейчас устремляются в Астану для поиска работы.

"По основным транспортным коридорам определены русла расселения и города — контрмагниты на базе поселка Аршалы, поселка Шортанды и станции Жайнак. Потенциальными контрмагнитами определены города Акколь и поселок Акмол. Они расположены на удаленном расстоянии от города-ядра и имеют достаточные ресурсы, чтобы оттянуть миграционные потоки, — заявил Касымбек. — Свободное передвижение населения, связь ядра с перспективными точками роста должно обеспечиваться посредством основных магистральных дорог", — пояснил он этот выбор.

По его планам, концентрация производства в контрмагнитах и спутниках позволит сформировать территории опережающего роста, которыми должны стать индустриальные зоны "Аршалы" (Аршалынский район), "Тонкерис" (Шортандинский район) и "Жайнак". При этом в МИР ожидают рост производства промышленной продукции в пристоличной территории на 144%, а также планируют осуществить "вынос крупных промышленных объектов из Астаны на территорию агломерации посредством создания 3 индустриальных зон".

Тут остается пока один непроясненный вопрос: с новыми предприятиями, которые изначально будут строиться за пределами Астаны, все ясно, а вот как к переселению фактически на 101 километр отнесутся собственники уже действующих предприятий? Тем более крупных: шиномонтажку передислоцировать можно за один день и с минимальными финансовыми затратами,  а вот (условно говоря) передислокация производства шин — это другие сроки и другие деньги. Поэтому хотелось бы услышать мнение потенциальных "переселенцев" до того, как их начнут выселять.

Но, видимо, межрегиональная схема пока конкретных переселенцев пока не называет, а потому и за комментариями обращаться пока не к кому. Известно только, что "для улучшения экологического состояния агломерации предлагается перенос из Астаны предприятий-загрязнителей I-II классов". В число таких предприятий в настоящий момент входят асфальтобетонные заводы, завод по производству мясокостной муки, а также комплекс по переработке твердых бытовых отходов и собственно полигон захоронения отходов.

При этом в МИР достаточно мягко стелят относительно логистической составляющей такого переселения производства в пригороды: так, поселок Аршалы находится на оси развития Астана-Темиртау-Караганда — и в непосредственной близости от этой трассы. Село Тонкерис (Шортандинский район) расположено на высокоскоростной международной магистрали между Алматы и российским Челябинском транзитом через Балхаш, Караганду, Костанай.

"Выбор данного населенного пункта обусловлен уже имеющейся налаженной инфраструктурой, в частности действующей электроподстанцией, транспортной инфраструктурой. На сегодняшний день уже выделен земельный участок площадью 100 га для производственного назначения", — прокомментировал министр выбор третьей индустриальной зоны в селе Жайнак.

Что касается оставшейся территории, то на ней за счет диверсификации посевов и поголовья, в также за счет интенсификации деятельности производство сельскохозяйственной продукции по прогнозу МИР увеличится на 170%. Основным рынком сбыта этого продовольствия будет Астана и разросшиеся "контрмагниты". Также предполагается, что разрастающаяся столичная агломерация будет обеспечивать себя сама строительными материалами, которые при росте населения будут востребованы не меньше, чем продовольствие.

Ну а туристическую составляющую предлагается развивать за счет "более полного использования природно-ландшафтных и историко-культурных ресурсов", а также за счет "улучшения материально-технической базы объектов туризма и развития национальных видов спектра рекреационных услуг". Последнее означает, что на территории пристоличной агломерации будут активно развиваться этноаулы, которые имеют особую привлекательность для иностранцев.

По мнению Касымбека, это позволит создать около 2 300 дополнительных рабочих мест, что обеспечит рост внутреннего туризма на уровне не менее 5% ежегодно. Ну а помимо прочего, схема не забывает о создании зеленого коридора "Астана-Бурабай", который должен сомкнуться с естественными лесными массивами Борового, а также о строительстве газопровода "Сарыарка", который позволит газифицировать Астану и еще 30 населенных пунктов агломерации.

Правда, как известно, с источником финансирования строительства этого газопровода правительство и акимат Астаны пока не определились — но до 2030 года времени еще — вагон и маленькая тележка щебня…

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить