Тайны старинного серебра раскрывает Атырауский музей

1835

Выставка старинных ювелирных украшений из серебра открылась в Атырауском историко-краеведческом музее. На ней представлены лучшие работы мастеров прошлых веков, представляющие одну из ярких страниц народного творчества и вошедшие в сокровищницу национальной культуры, сообщает корреспондент МИА «Казинформ».

«На этой выставке, которая занимает отдельный зал, мы представили разнообразные кольца и перстни, браслеты и амулеты, пояса и серьги из нашего фонда. Это не просто серебряные украшения, а настоящие произведения казахского ювелирного искусства прошлых веков. Ювелиры, используя эластичность серебра, умели прекрасно сочетать его блеск с цветовой гаммой камней. Но для казахского народа ювелирные изделия из серебра никогда не были просто украшением. Каждый предмет имел свое значение, с ним была связана какая-то история, примета, в которую свято верили», - рассказывает директор Атырауского историко-краеведческого музея Рашида Харипова.

«К примеру, перстень в форме птичьего клюва являлся символом счастья, начала новой жизни. А еще он выступал в роли письма. Это кольцо мать надевала на палец дочери, когда она отправлялась в семью мужа. Навестить ее можно было только через год кому-то из старших родственников по мужской линии - старшему брату или дяде, например», - поясняет заведующая отделом этнографии музея Ляззат Салихова.  

«Когда они возвращались с подарками от молодых, мать всегда с трепетом разворачивала белый платок. Вернулся ли домой родовой құсмұрын - «птичий клюв»? Если вернулся, это означало - девушка вошла в семью мужа полноправным членом. Если кольцо дочь не вернула - значит, не все у нее благополучно»,- поясняет экскурсовод Галия Назарбекова.

Массивные перстни свах, рассчитанные сразу на два пальца, символизировали единение двух начал, двух семей. Он так и назывался «құдағи жүзік» - перстень свахи.

«Мать невесты дарила это богатое большое кольцо матери жениха в надежде на ее покровительство, доброе отношение к снохе. Перстни круглой или овальной формы были декорированы вставками из сердолика, смальты стекла с красной подсветкой, поскольку красный цвет символизировал огонь, жизнь. Он охранял человека от темного начала в жизни»,- поясняет Галия Назарбекова.

На палец же невесты надевался перстень «отау жүзік» - форма этого перстня конусообразная. Невеста должна была продолжить род жениха.

Не просто украшением были и привычные для нас браслеты. Существовало суеверие, что злые духи могут проникнуть в сердце женщины через открытые рукава одежды. Браслеты, надеваемые на оба запястья, и защищали их хозяйку.  

Еще один оберег, самый древний - серьги. Это украшение насчитывает многие тысячелетия. Магическую природу серег казахские мастера усиливали символикой. Они имеют форму змеи и солнца, месяца и спирали. Вершиной мастерства ювелиров стали нагрудные украшения өңіржиек. Они входили в состав свадебного набора украшений. После свадьбы женщины надевали их только на праздники. Нагрудные украшения состояли из 3-7 пластин, заполненных мастикой. Пластины были обычно квадратными, прямоугольными, иногда более сложной формы. Представляя яркую страницу народного творчества, серебряные украшения вошли не только в сокровищницу национальной культуры. Ювелирные изделия казахских мастеров хранятся во многие музеях мира. Очень много их в Эрмитаже. В основном - это подарки казахских ханов русским правителям.

Особое место в выставочном зале занимает оборудование, при помощи которого изготавливались серебряные украшения. Оно было передано в музей потомками одного из ювелиров, живших в Бокеевской орде на территории нынешней Астраханской области Российской Федерации.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить