О новых подходах во внешней политике Саудовской Аравии в Ираке

1473

В начале текущей недели саудовские СМИ сообщили, что наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман, который по совместительству является заместителем премьер-министра и министром обороны королевства, принял в Эр-Рияде влиятельного иракского политика Моктаду аль-Садра, передает Казинформ.

Событие представляет интерес в связи с тем, что М. аль-Садр является лидером радикального шиитского движения «Армия Махди». Всемирную известность приобрёл в апреле 2004 года, когда руководимые им боевики подняли восстание против международных оккупационных сил в священном шиитском городе Эн-Наджаф.

 Кроме того, в 2016 году именно сторонники М. аль-Садра блокировали комплекс правительственных зданий в Багдаде, требуя от премьер-министра Ирака Хайдера аль-Абади решительных мер по борьбе с коррупцией в стране. Моктада аль-Садр пользуется широкой поддержкой среди шиитского населения Ирака, происходит из выдающейся шиитской семьи и является четвертым сыном шиитского священнослужителя, покойного аятоллы Мохаммеда Садека аль-Садра.

 Визит в КСА шиитского лидера подобного масштаба рассматривается для ближневосточных элит Персидского залива как важное знаковое событие. Учитывая, что иракский шиитский политик посещал последний раз центр суннитского мира - Саудовскую Аравию в 2006 году.

Официальные сводки саудовских СМИ сообщили, что М. аль-Садр был также принят государственным министром Саудовской Аравии по делам Персидского залива Тамером аль-Сабханом.

«Мы очень довольны тем, что нашли позитивный прорыв в отношениях между Саудовской Аравией и Ираком, и надеемся, что это начало отступления от сектантской борьбы в арабо-исламском регионе», - говорится в заявлении офиса М. аль-Садра.

Подобные позитивные сигналы с обеих сторон могут свидетельствовать о том, что в Эр-Рияде начинают самым серьезным образом пересматривать свои подходы во внешней политике в Ираке.

Ранее сообщалось, что власти Саудовской Аравии неофициально контактировали с широким спектром суннитских сил в Ираке, воздерживаясь от официальных контактов с шиитскими движениями в данной крупной стране региона. Единственными проводниками интересов КСА в Ираке являлись племенные союзы на западе страны, исповедующие ислам суннитского толка. Таким образом, через контакт с лидером «Армии Махди», саудовское руководство пытается войти в шиитскую политическую сферу Багдада, в противовес традиционным интересам соседнего Ирана.

Причем Эр-Рияд использует удобный период «сложных» отношений М. аль-Садра с Тегераном и проиранскими фигурами в политической шиитской элите Ирака. Таким образом, дипломатический ход КСА может разобщить шиитскую элиту Ирака, вывести определенную ее часть из-под безусловного влияния Ирана.

 В целом, арабские эксперты считают, что Саудовская Аравия начинает более активную игру в Ираке, что в свою очередь может вызвать ответные шаги со стороны Ирана.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить