Бюрократический коллапс - базовая, но пока неосознанная угроза для качественного роста экономики страны

2544

Как показал комплексный анализ программ развития, госуправленцы теряют целостную модель устойчивого развития, передает finprom.kz.

Косвенным подтверждением этому может служить вывод Всемирного банка в весеннем докладе об экономике Казахстана. Цитата из доклада: "Для достижения своих долгосрочных целей Казахстан должен заложить основы для новой модели роста, основанной на динамично развивающихся секторах. Основные риски: слабая внешняя среда, низкий институциональный потенциал, замедление в реализации структурных реформ". Всемирный банк является главным финансовым партнером Казахстана по внедрению международной управленческой платформы по устойчивому развитию. Так, за период конец 2012 - первый квартал 2017 года Правительство увеличило портфель международных займов на модернизацию экономики с 4,7 до 13,8 миллиардов долларов, из них почти 30% приходится на МБРР (входит в группу Всемирного банка).

Система устойчивого развития - это международная стандартизированная платформа управления развитием страны. Данная платформа развивается под непосредственным патронажем ООН и позволяет "контролировать процессы экономических и социальных изменений, при котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Во многом речь идёт об обеспечении качества жизни людей" (текст из Википедии).

Казахстан стал активным пользователем этой системы с 2013 года, приняв "Концепцию Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию". В октябре 2014 года Казахстан утвердил закон "Об официальной помощи развитию". В текущем году Казахстан принял программный документ "По утверждению основных направлений государственной политики Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию на 2017 - 2020 годы". Эта платформа является технологическим и консалтинговым фундаментом развития экономики Казахстана.

Казахстанская версия устойчивого развития - это системный управленческий комплекс взаимоувязанных программ развития на платформе "Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства" (Послание Президента от 14 декабря 2012 года). Система программ развития первого и второго уровня отвечают за общую экономическую модель развития. Но в информационном поле Казахстана этот управленческий комплекс представлен в виде разрозненных документов по разным сайтам. Количество документов уже перешло за сотню и с каждым месяцем объем управленческой информации увеличивается.

В июне опубликовано еще три новых документа: "Концепция кибербезопасности" ("Киберщит Казахстан"), "Концепция развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2023 года", "Стратегия развития АО "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" на 2014 - 2023 годы". До 1 сентября должны появится еще две стратегии: инвестиционная и экспортная. Увеличение программ развития в системы госпланирования пропорционально усложняет восприятие целостной модели развития Казахстана. Бюрократические сбои уже очевидны. К примеру, в начале этого года была провалена информационная работа по регистрации внутренних мигрантов. Хотя в Прогнозной схеме территориально-пространственного развития страны до 2020 года были прописаны принципы работы по гормонизации внутренних потоков миграции (Прогнозная схема в редакции Указа Президента РК от 25.08.2015 № 73 ). Основная функция Прогнозной схемы (цитата из документа): "обеспечивает увязку текущих и долгосрочных, макроэкономических, отраслевых и региональных аспектов развития, позволяет скоординировать действия бизнеса, отраслевых и территориальных государственных органов и других организаций".

Более свежий пример сбоя системы устойчивого развития. Прямой текст из стратегии АО "Байтерек" (без комментариев): "Кредитный портфель АО "НУХ "Байтерек" по состоянию на 31 декабря 2015 года составил 1,9 трлн тенге. Основная доля (~75 %) кредитного портфеля приходится на БРК. Согласно анализу проектов (по стоимости), реализованных с инструментами поддержки БРК, порядка 85 % стоимости проектов приходятся на компании с государственным участием, включая субъекты квазигосударственного сектора. Справочно, по состоянию на 31 декабря 2016 года кредитный портфель АО "НУХ "Байтерек" составил 1,9 трлн тенге, а доля БРК в портфеле АО "НУХ "Байтерек" значительно не изменилась.

При этом в соответствии со Стратегическим планом Министерства национальной экономики Республики Казахстан на 2014 - 2018 годы Правительством Республики Казахстан поставлена задача по сокращению доли участия государства в экономике до 15 % к 2021 году. Таким образом, текущая практика инвестирования со стороны БРК не поддерживает задачу по сокращению участия государства в экономике". На сегодня мы видим невысокий уровень синхронизации работы операторов в единой модели развития. На наш взгляд, основная причина - неосвоенный материал по проектному менеджменту в системе устойчивого развития, где в разных документах прописана общая методология взаимозависимости элементов управления. Очевидно, что сейчас качественный экономический рост входит в прямую зависимость от уровня компетенций каждого госуправленца по Системе устойчивого развития.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить