СПЕЦРЕПОРТАЖ-Федрезерв, агент ЦРУ

2116

Джонатан Спайсер

НЬЮ-ЙОРК (Рейтер) - Малоизвестная роль Федрезерва - хранение на своих счетах активов других центробанков - дает США уникальное преимущество: разведданные о зарубежных странах.

Высокопоставленные представители министерства финансов и других ведомств США несколько раз в год обращаются к этим конфиденциальным счетам, анализируя активы центробанков России, Китая, Ирака, Турции, Йемена, Ливии и других стран, сообщили более десяти бывших и действующих высокопоставленных представителей ФРС и Минфина.

Американский центробанк держит связанную с этими счетами информацию в строгом секрете. Однако, по словам говоривших с Рейтер чиновников, власти США регулярно применяют оговорку о "потребности знать", содержащуюся в законе о неприкосновенности частной жизни, в рамках контрактов на представление услуг ФРС зарубежным центробанкам.

В рамках этой оговорки чиновники Минфина, Госдепартамента и ФРС могут получать доступ к необходимой им информации о движении средств на счетах, сказали собеседники Рейтер. Подобная информация помогает Вашингтону отслеживать соблюдение экономических санкций, бороться с финансированием террористических организаций и отмыванием денег или составить более полную картину "горячих точек" рынка по всему миру.

Около 250 зарубежных центробанков и правительств хранят на счетах Федерального резервного банка Нью-Йорка активы объемом $3,3 триллиона. Это порядка половины официальных мировых долларовых резервов. Данную услугу ФРС на презентации в 2015 году назвала "безопасной и гарантирующей конфиденциальность".

Банк Международных расчетов, другие крупные центробанки и некоторые коммерческие кредиторы предоставляют аналогичные услуги. Однако только ФРС предоставляет непосредственный доступ к долговым рынкам США, а также к мировой резервной валюте - доллару. Это делает американский центробанк ведущим поставщиком услуг так называемого кастодиального банкинга.

В целом чиновники, опрошенные Рейтер, выявили семь случаев за последние 15 лет, когда эти счета позволяли властям США получить представление о действиях зарубежных коллег или динамике рынков, что подчас приводило к конкретным ответным мерам.

В одном относительно недавнем случае данные с этих иностранных счетов позволили американским властям судить о настроениях в Москве в марте 2014 года, после того как аннексия Россией украинского Крыма заставила США отреагировать экономическими санкциями.

По словам двух бывших представителей Федрезерва, когда доля иностранных активов в ФРБ Нью-Йорка упала примерно на $115 миллиардов, американские чиновники подтвердили то, о чем другие могли только догадываться - российский центробанк вывел свои средства.

Представители ФРС и Казначейства пришли к выводу, что Москва испугалась того, что США заморозят российские активы, даже несмотря на то, что этот счет не был включен в узкий набор санкций, отметил один из бывших чиновников.

Спустя примерно две недели российский центробанк вернул большую часть средств на свой счет в ФРС, но этот случай побудил чиновников более внимательно отслеживать счета в поисках признаков того, что санкции заставили Москву сократить объем своих резервов, сказал тот же источник. Неясно, какое воздействие оказали санкции.

Банк России отказался комментировать "детали своих операций и взаимодействия с партнерами". Посольство РФ в Вашингтоне пока не ответило на запрос о комментарии, отправленный по электронной почте.

В СВЕТЕ САНКЦИЙ

ФРС признала существование практики раскрытия данных о счетах, но отказалась комментировать конкретные случаи.

"Хотя наше соглашение о счетах действительно предусматривает обмен информацией с правительством США в ограниченном числе случаев, мы требуем наглядных свидетельств того, что эта информация необходима, и обязательств, что она будет использоваться с соблюдением конфиденциальности", - сказала представитель ФРБ Нью-Йорка.

"Эта оговорка используется в редких случаях и в ограниченных масштабах, например, при проверке соблюдения санкций и в ходе борьбы с отмыванием денег".

Информация о подобных действиях ФРС появилась на фоне угроз президента Дональда Трампа ввести в отношении ряда стран новые экономические санкции, за соблюдением которых Вашингтон сможет следить через зарубежные счета.

Одновременно под пристальным вниманием общественности оказались методы сбора разведданных в США, поскольку американские спецслужбы расследуют вмешательство России в президентские выборы-2016 и возможный сговор с Москвой штаба Трампа.

Сенат в июне поддержал введение новых санкций в отношении России, отчасти в ответ на вмешательство в выборы, в то время как Минфин США расширил свой санкционный список в связи с ролью Москвы в украинском конфликте.

Проект договора об открытии счета, опубликованный ФРБ Нью-Йорка в 2016 году, свидетельствует о том, что Минфин или любое другое ведомство США или федеральный резервный банк должны иметь "потребность знать подобную информацию", чтобы получить к ней доступ.

Семь человек, знакомые со случаями применения этой оговорки, сообщили Рейтер, что рабочего определения "потребности знать" нет и что юристы ФРБ Нью-Йорка обычно принимают решение в зависимости от конкретной ситуации.

Масштаб анализа этих данных властями США и отсутствие четкости в отношении того, что же считается "потребностью знать" удивили некоторых бывших представителей центробанков, говоривших с Рейтер.

Банк Франции, который также хранит на своих счетах зарубежные активы, гарантирует клиентам "полную конфиденциальность", если информация не требуется для уголовного расследования, сказал Кристиан Нуайе, возглавлявший регулятор с 2003 по 2015 год.

"Только в этом случае, - сказал он в интервью. - Не просто чтобы посмотреть и узнать".

То, что США пользуются положением ФРС как центра мировых финансов, не столь удивительно, добавил Нуайе.

"Такие влиятельные центробанки, которые могут предоставлять подобные услуги... захотят воспользоваться этим влиянием, чтобы извлечь выгоду для общественных нужд", - сказал Рейтер Патрик Хонохан, с 2009 по 2015 год возглавлявший Центральный банк Ирландии.

Эдвин Труман, который на протяжении более двух десятилетий возглавлял в аппарате ФРС управление международных финансов, а с 1998 года работал в министерстве финансов США, сказал, что клиентам Федрезерва не следует рассчитывать на абсолютную секретность.

"Клиентам не дается обещаний, что информация, содержащаяся в их счетах, не будет передана официальным кругам США", - сказал в интервью Труман, ныне старший научный сотрудник Института мировой экономики имени Петерсона.

По словам представителя Казначейства, ведомство отслеживает транзакции и собирает данные со всех финансовых компаний "как в плановом порядке, так и в ходе расследований" и имеет возможность запросить у банков информацию, выходя за рамки оговорки о "потребности знать". Он отказался комментировать вопрос взаимодействия с Федеральным резервным банком Нью-Йорка.

ЗАПРОСЫ МИНФИНА

Рейтер взял интервью у американских чиновников, включая руководителей и глав подразделений, а также лиц, непосредственно вовлеченных в те переговоры, когда законная оговорка использовалась для анализа счетов, в ином случае доступных лишь ограниченному кругу чиновников ФРС. Большинство говорили на условиях анонимности.

Ежедневно счета изучает команда примерно из 12 аналитиков Федерального резервного банка Нью-Йорка. Это малоизвестное подразделение под названием Центральный банк и обслуживание международных счетов (CBIAS) в прошлом году оказалось в центре внимания, когда перевело $81 миллиона со счета ЦБ Бангладеш хакерам, что стало одним из самых масштабных случае киберограблений.

Запросы на получение данных участились после принятия Патриотического акта США в 2001 году и в основном поступают от Управления по контролю за иностранными активами, подразделения Минфина, ответственного за введение санкций и борьбу с финансированием терроризма, отмыванием денег и торговлей оружием и наркотиками. Департамент также может требовать конфиденциальную информацию.

В числе запросов с тех пор была информация о счетах, принадлежащих Турции, Ираку, России и другим странам, которые зачастую помогали установить, использовались ли официальные средства для финансирования попавших под санкции компаний или физических лиц, сказали три источника. У нескольких стран, представляющих особый интерес для американских властей, мало или нет средств в ФРБ Нью-Йорка. В их числе находящийся под санкциями Иран и Саудовская Аравия, в отношении которой санкций нет.

Источник в ЦБ Турции сказал, что "операции ведутся планомерно в рамках соглашения о корреспондентских отношениях с ФРБ Нью-Йорка, которое является стандартной процедурой банковских корреспондентских отношений".

Центральный банк Ирака среди прочих находится в центре внимания США из-за масштабов сотрудничества между Багдадом и Нью-Йорком. Ранее в июне, основываясь на данных и инструкциях подразделения обслуживания иностранных счетов, Центральный банк Ирака внес в черный список занимающуюся обменом валюты компанию, которую подозревали в связях с "Исламским государством" и "Аль-Каидой". Активы компании Al-Kawthar, базирующейся в городе Эль-Каим недалеко от сирийской границы, были заморожены.

Чиновники ФРС в ходе встреч и телефонных конференций дают рекомендации ЦБ Ирака о том, как отслеживать местные компании, подозреваемые в связях с террористами или в помощи Ирану в обходе санкций, и замораживать их активы, сказал Рейтер чиновник центрального банка Ирака.

"Мы ведем прямые контакты с департаментом мониторинга иностранных активов ФРС", - сказал он. ЦБ Ирака следовал "процедуре верификации" ФРС, заморозив активы Al-Kawthar, сказал чиновник, говоривший на условиях анонимности.

Минфин США объявил о санкциях против Al-Kawthar 15 июня, сославшись на то, что компания, предположительно, перевела $2,5 миллиона фирме, связанной с пособниками "Исламского государства". Владелец Al-Kawthar не был доступен для комментариев.

Иногда взгляд на счета ФРС позволяет министерству финансов оценить настроение на рынке. На пике мирового финансового кризиса в 2008 году чиновники Минфина спросили у ФРБ Нью-Йорка, стоял ли один из его клиентов за снижением спроса на краткосрочные долговые бумаги ипотечных гигантов Fannie Mae и Freddie Mac, сказал бывший чиновник CBIAS.

Анализ счетов показал, что ЦБ Китая ввел ограничения на покупку, и что разведданные повлияли на решение Вашингтона взять компании под контроль в сентябре 2008 года, сказал он.

Китайский банк Китая отказался от комментариев.

В некоторых случаях подразделение ФРС, занимающееся иностранными счетами, прибегает к "потребности знать", если замечает что-то необычное, сказали два бывших чиновника ФРС.

К примеру, с начала "арабской весны" в 2010 году, ФРБ Нью-Йорка несколько раз изучал информацию об активах Йемена и Ливии совместно с Госдепом, сказал один из этих чиновников.

Подразделение ФРС хотело выяснить, контролировали ли центробанки этих стран правительство либо мятежников, сказал чиновник.

Чиновник Госдепа сказал, что ведомство "поддерживает контакты с коллегами в Федеральной резервной системе, чтобы делиться данными об обстановке в политике и области безопасности", чтобы "лучше оценивать и понимать структуру иностранных правительств, процесс руководства и финансовые риски".

Представители центральных банков Ливии и Йемена, а также посольства Йемена в Вашингтоне, не ответили на запрос о комментарии.

(При участии Ахмеда Рашида, Майкла Джорджи в Багдаде, Андрея Остроуха в Москве, Дэвида Долана в Стамбуле и Яры Баюми в Вашингтоне. Перевод и текст Марины Бобровой, Веры Сосенковой и Ксении Орловой)

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить