Казахстанские женщины стали занимать в сети с мужским напором

1467

За последний год казахстанские женщины стали занимать в сети поистине с мужским напором. Чаще всего — в случае с обоими полами — это делают 25-35-летние. А наиболее далеки от использования заемных средств шымкентцы — в отличие от жителей Западного Казахстана. К этим и другим выводам пришли специалисты сервиса онлайн-займов «Робот Займер» после анализа клиентских заявок за последние полгода.

Женщины подключились к решению финансовых вопросов

Составляя портрет казахстанского онлайн-заемщика в 2016 году, аналитики «Займера» отмечали его преимущественно мужскую (на 83,3%) принадлежность. Всего за год гендерное соотношение практически выровнялось: теперь 52,9% онлайн-заещиков – мужчины и  47,1% - женщины.

Объективная предпосылка для подобной «эмансипации» — как и в целом в стране, женщин в казнете больше, чем мужчин (примерно на 4%), и при этом они ничуть не менее активны. Однако именно за последний год женщины полноценно подключились к решению через сеть реальных финансовых вопросов. Явление примечательно как само по себе, так и по скорости и масштабу своего воплощения. Для сравнения: доля онлайн-заемщиц в России, наоборот, сокращается — с 43% в 2015 году до 40% по итогам прошлого года.

Причины резко повысившейся степени финансового равноправия в Казахстане частично формальны. Мужчины, имея действующие долговые обязательства в банках и нуждаясь в дополнительных заемных средствах, стали чаще оформлять заявки на займы и от лица еще не задействованных в этом процессе жен и подруг. Хотя и повышение к онлайн-займам чисто женского внимания — особенно со стороны независимых представительниц прекрасной половины — значимо не менее. Стремительный рост популярности онлайн-займов «до зарплаты», вызванный ужесточением банковского кредитования, растущим масштабом охвата страны интернетом и удобством получения средств, в полной мере проявился и в резком размытии прежних четких границ половой принадлежности заемщиков. Осознанию универсальности и общедоступности финансовых онлайн-решений дополнительно поспособствовали преобладание в стране мобильного интернета (его в прошлом году предпочло около 70% интернет-пользователей) и высокий уровень необходимой технической оснащенности наиболее активной категории — молодежи до 35-ти лет (85-91% которых, согласно Google, обладают смартфонами).

На пике осознанной активности Возрастная структура аудитории, в целом, соответствует тенденциям, характерным для заемщиков и в других странах. В частности, наибольшее представительство (не менее 40%) наблюдается у 25-34-летних граждан. Большой отрыв от прочих сегментов традиционно объясняется характерным для данного возраста повышенным потреблением. В более раннем возрасте широта материальных запросов зачастую не подкреплена соответствующим уровнем благосостояния. А позже 35-ти финансовое положение склонно к укреплению, при этом острота срочных потребностей вместе с необходимостью в заемных средствах идет на спад.

Наибольшая концентрация потенциальной аудитории в отмеченном диапазоне — подтверждение становления микрозаймов в качестве адекватного финансового инструмента в понимании наиболее активных, и при этом финансово зрелых потребителей. Косвенно подтверждают степень этой зрелости и данные о том, что потенциальных онлайн-заемщиков с высшим образованием — уже около трети.

География онлайн-заемщиков

Сравнение числа заемщиков из конкретных областей позволяет выявить еще более интересные закономерности. Так, например, Алмата, Астана и Карагандинская область (в основном, за счет областного центра — г. Караганда), лидируют по числу заемщиков, что вполне закономерно — как три из четырех крупнейших городов страны. При этом их жители высоко заинтересованы в получении онлайн-займов — вплоть до более чем трехкратного, как в Астане, превышения среднестатистических показателей. С учетом максимальной степени развитости инфраструктуры (наличия банкоматов, Wi-Fi и 4G-интернета) и высокой степени социально-потребительской активности жителей мегаполисов это вполне объяснимо.

Зато абсолютный лидер по численности населения в стране — Южно-Казахстанская область с ее полуторамиллионной Шымкентской агломерацией, — напротив, демонстрирует наименьший (и с большим отрывом) интерес к онлайн-займам: потенциальные заемщики здесь встречаются в четыре раза реже, чем в среднем по стране. Объяснить это можно особой развитостью в Южно-Казахстанской области, и Шымкенте в особенности, оффлайн-офисов по выдаче микрозаймов. Не менее важная причина — и специфика чисто местного менталитета с его более ярко выраженной склонностью жить «по средствам». Данные «Первого кредитного бюро» подтверждают оба вывода. Высокий объем выдачи кредитов и займов в Южно-Казахстанской области (5 место) не учитывает высокую численность населения (1 место). При этом доля выдач оффлайн-микрозаймов здесь — одна из самых значимых по стране (6,5%), а онлайн— самая низкая (0,3%).

Долговая нагрузка онлайн-заемщиков

Анализ непогашенных сумм потенциальных заемщиков по имеющимся кредитам и займам еще раз подтверждает предыдущий вывод: жители Южно-Казахстанской области — одни из наименее закредитованных в стране. Порадоваться можно и за представителей Северного Казахстана — Костанайской и Северо-Казахстанских областей. Этим, преимущественно сельским, регионам также свойственна пониженная потребность населения в заемных средствах.

В обратную сторону очевидно отличаются регионы Западного Казахстана — Атырауская и Мангистауская области. Интересно, что по объемам кредитования они также занимают заметные (7-8) места, что еще более заметно с учетом численности их населения — одних из минимальных среди регионов страны. Существенное превышение среднестатистического размера кредитов и займов здесь можно связать с превышением среднестатистических доходов населения (по среднемесячной заработной плате области занимают 1 и 2 места в стране). Очевидно, что граждане с высокими доходами могут взять на себя и повышенный уровень кредитных обязательств.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить