ЭКСКЛЮЗИВ-РФ отказывается возить железнодорожные грузы в Латвию -- источники

1586

Глеб Столяров, Наталья Чумакова, Гедерц Гельзис

МОСКВА/РИГА, 23 мая (Рейтер) - Российская железнодорожная монополия РЖД не согласовывает большинство заявок железнодорожных операторов на перевозку грузов в направлении латвийских портов без объяснения причин, сказали Рейтер девять источников в отрасли.

У России и Латвии - бывшей советской республики, ставшей частью Европейского Союза и НАТО - долгая история непростых отношений. Латвия стала одним из нескольких восточноевропейских государств, выступивших против "Северного потока-2", возглавляемого Россией проекта строительства нового газового трубопровода в Германию по дну Балтийского моря.

Источники говорят, что РЖД начала отклонять часть заявок в апреле, но самый большой процент отказов - в мае. Их слова подтверждаются статистикой железнодорожных перевозок угля, нефтепродуктов и металлов. РЖД сообщила, что не вводила ограничений и отдельно рассматривает каждый конкретный случай.

В марте 2017 года в адрес портов Вентспилса и Риги было отправлено 1,2 миллиона тонн этих грузов, в апреле - 750.700 тонн, а за период с 1 по 15 мая - только 45.700, свидетельствуют данные железнодорожной статистики. Поставки большинства видов грузов в первой половине мая полностью прекратилась, остались только небольшие объемы чугуна в Вентспилсе и нефтепродуктов в Риге.

Основные терминалы, через которые переваливаются грузы из РФ, находятся в портах Вентспилса и Риги. В прошлом году через порт Вентспилса прошло 18,8 миллиона тонн грузов, из которых как минимум 3,6 миллиона тонн (без учета минудобрений и нефтехимии) пришло по железной дороге из РФ. В Рижском порту всего было перевалено 37,1 миллиона тонн, в том числе как минимум 4,9 миллиона тонн железнодорожных грузов из России.

Источники, среди которых есть сотрудники железнодорожных операторов, грузоотправителей и трейдеры, говорят, что РЖД либо не объясняет причин отклонения заявок, либо сообщает о проведении летних путевых работ.

"Сейчас оформляют заявки на уголь и минудобрения только на 10 процентов от поданных объемов", - сказал один из железнодорожных операторов.

"Все очень серьезно, и говорят, что надолго. Никто не знает, сколько (такая ситуация) продлится, и что с этим делать", - сказал трейдер.

Уралхим, владеющий контрольными долями в терминалах по перевалке удобрений в Риге и Вентспилсе общей мощностью 3 миллиона тонн в год, отказался от комментариев.

"РЖД ограничений по направлению в Латвию не вводилось, нужно рассматривать каждый конкретный случай отказа в согласовании", - ответил Рейтер представитель железнодорожной монополии.

Директор по маркетингу Рижского свободного порта Эдгарс Суна подтвердил Рейтер, что с середины апреля грузопоток из РФ упал по сравнению с запланированным на 45-50 процентов.

"ЗА ТРУБУ"

Сокращение объемов перевозок со стороны РЖД - "наказание за газовую трубу", сказал один из источников в отрасли. Речь идет об ответной реакции РФ на решение правительства Латвии не поддерживать проект "Северный поток-2", сказал второй источник.

Строительство газопровода "Северный поток-2" мощностью 55 миллиардов кубометров наполовину финансируется Газпромом, который получит возможность продавать газ в Европу, минуя транзит через Украину.

Ранее на пресс-конференции мэр Вентспилса Айварс Лембергс заявлял, что он ждал сокращения грузопотока со стороны России в ответ на решение латвийского правительства не поддерживать Северный поток-2.

"Россия обязательно отреагирует", - сказал он.

Российские СМИ сообщали ранее, что Вентспилсский порт и два его терминала - Noord Natie Ventspils Terminals и Eurohome Latvija - получили приглашение участвовать в строительстве газопровода "Северный поток-2".

Правительство Латвии решило не поддерживать проект, сославшись на риски для национальной безопасности, а также обеспечить голосование представителей государства в совете директоров Свободного порта Вентспилс против участия в строительстве газопровода.

"Мы не поддерживаем это (проект "Северный поток-2") в связи с тем, что мы присоединились к блоку государств, выступающих против этого", - сказал в интервью Рейтер в понедельник премьер министр Латвии Марис Кучинскис.

"Но это не значит, что правительство Латвии предприняло какие-то контрмеры против частного проекта..., - сказал он. - Это совершенно разные вещи".

Суна из Рижского порта не стал комментировать связь сокращения грузопотока и решения правительства Латвии о проекте Северный поток.

Сокращение объемов во многом объясняется желанием РФ развернуть грузопотоки в российские порты, сказал он.

"Здесь нет ничего нового. Вполне возможно, что сейчас это (снижение объемов и решение правительства не поддерживать "Северный поток-2") просто совпало", - сказал он.

Министерства энергетики, транспорта и иностранных дел РФ не ответили на запросы Рейтер о комментарии.

АЛЬТЕРНАТИВЫ

О желании РФ перенаправить грузопоток в порты РФ говорят и два других источника в отрасли. Один из них связывает это с открытием речной навигации и улучшением с окончанием зимы условий погрузки в российских арктических портах.

Альтернативные пути для поставок грузов - растерявшие за последние годы объемы замерзающие зимой российские порты Мурманск и Архангельск, говорят трейдеры.

Уголь и нефтепродукты также могут перевозиться в порты Балтики речным транспортом по Волго-Балтийскому каналу в период летней навигации, то есть с апреля по ноябрь. Например, в навигацию 2016 года Роснефть перевезла в направлении эстонского порта Силламяэ около 450.000 тонн нефтепродуктов, используя танкеры "река-море".

(При участии Анастасии Лырчиковой в Москве и Натальи Шурминой в Екатеринбурге. Редактировали Дмитрий Антонов и Антон Колодяжный)

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить