МСХ РК: НДС препятствует развитию пищевой промышленности

1817

Налог на добавленную стоимость препятствует развитию переработки сельхозпродукции. Об этом сообщил вице-министр сельского хозяйства РК Толеутай Рахимбеков на круглом столе в Мажилисе Парламента РК, передает МИА «Казинформ».

«Одна из самых главных проблем отрасли переработки сельхозпродукции изначально, я считаю, это проблема с налогом на добавленную стоимость. Дело в том, что именно переработка сельхозпродукции самой первой столкнулась с этой проблемой. 50 процентов себестоимости готовой продукции перерабатывающего предприятия составляет сырье. Это сельхозпродукция. Как уже говорилось, более 90 процентов сельхозпродукции производится личными подсобными хозяйствами и мелкими крестьянскими хозяйствами, то есть неплательщиками НДС. В результате 90 процентов и более нагрузки по уплате НДС ложится на перерабатывающее предприятие. Этот налог, как налог для борьбы с перепроизводством был введен в странах Западной Европы. В любом случае, конечным плательщиком НДС является конечный потребитель, то есть физическое лицо. Доказательство влияния НДС - полезное или вредное - можно увидеть на полках наших магазинов. В большинстве своем продовольственные товары из России. Сравнение уровня развития пищевой промышленности и переработки сельхозпродукции в России и в Казахстане явно будет не в нашу пользу», - сказал Рахимбеков.

Вице-министр подчеркнул, что исходные позиции в России и в Казахстане были примерно одинаковыми, так же примерно одинаковы природно-климатические условия, субсидии и другие виды господдержки. Главная причина отставания казахстанской пищевой промышленности - система начисления, уплаты и возврата налога на добавленную стоимость. Хотя общая ставка НДС в России выше в полтора раза - 18 процентов, а в Казахстане 12 процентов.

Как пояснил Рахимбеков, с момента введения НДС в России действовало правило: все обороты перерабатывающих и пищевых предприятий, связанные с закупом сырья у неплательщиков НДС - это физлица, домохозяйства и фермеры, то есть, основные затраты, порядка 90 процентов - просто освободили от НДС.

Толеутай Рахимбеков сообщил, что такую же норму предлагалось ввести в Налоговый кодекс РК еще в 2002 году, и с 1 января 2006 года эта норма вступила в силу, но с определенными оговорками. Поэтому часть перерабатывающих предприятий предпочитает не пользоваться этой скидкой по налогу на добавленную стоимость, а продолжать уплату НДС по старой схеме. В то же время при работе по старой схеме около 65-70 процентов работы перерабатывающих предприятий уходит в «теневую» экономику, чтобы уйти от уплаты НДС.

 Кроме того, по словам вице-министра, уплата НДС происходит по методу начисления. Предприятие поставило товар, деньги за него еще не получило, но НДС должно уплатить. В результате значительная часть оборотных средств предприятия «вымывается», потому что НДС должен перечисляться в бюджет при любом состоянии предприятия - долги по налогам, кредиты и так далее.

Вице-министр указал еще на одно обстоятельство. Считается, что обязательства в рамках Всемирной торговой организации не позволяют снижать ставку по НДС. Но для ВТО главное, чтобы импортеры и внутренние продавцы уплачивали одинаковые налоги. То есть, если установить нулевую ставку по НДС для отечественных производителей и для импортеров, это не будет противоречить принципам ВТО. Кроме того, во многих странах Европы применяются несколько ставок НДС, в том числе сниженных для продовольственных товаров.

 Рахимбеков отметил, что можно было в качестве пилотного проекта в рамках Государственной программы развития АПК до 2021 года освободить от НДС все обороты, связанные с производством, переработкой, импортом и реализацией, включая розницу. На том основании, что АПК определен как драйвер всей экономики. 
 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить