Депутат: Активы Фонда соцмедстрахования могут быть использованы для "затыкания бюджетных дыр"

1532

         

Депутат мажилиса от партии "Ак жол" Екатерина Никитинская предупредила о том, что активы Фонда социального медицинского страхования могут быть использованы для "затыкания бюджетных дыр", передает Sputnik.

Свой депутатский запрос она адресовала премьер-министру страны Бакытжану Сагинтаеву. Никитинская напомнила, что в последнее время в стране взят курс на социальное обеспечение населения через учреждаемые государством фонды, такие как ЕНПФ и Фонд социального медицинского страхования. Их инвестиционная деятельность осуществляется на основе договора доверительного управления с Национальным банком.

  "Однако анализ складывающейся практики на примере ЕНПФ говорит о том, что их активы используются не самым лучшим образом", — заметила депутат.

Как сообщила парламентарий со ссылкой на примечание к финансовому отчету ЕНПФ на начало 2015 года, портфель государственных ценных бумаг, выпущенных Минфином и акиматом Алматы, составил 1,9 триллиона тенге со средней процентной ставкой 6,8%. На конец 2015 года портфель госбумаг вырос до 2,3 триллиона тенге, при этом средняя процентная ставка упала до 5,3%. За 2015 год ценные бумаги государственных компаний и холдингов в портфеле ЕНПФ увеличились на 201 миллиард тенге. При этом средняя ставка на ценные бумаги государственных компаний и холдингов практически не изменилась, и в кризисный 2015 год государственные компании получали пенсионные деньги под 6,7% годовых. 

Согласно информации по инвестиционному управлению пенсионными активами на сайте ЕНПФ, доходность пенсионных активов, распределенная на счета вкладчиков, в 2015 году составила 15,65%. Однако ни один из финансовых инструментов в портфеле пенсионных активов не имел средневзвешенной доходности выше 10,66%, проинформировала Никитинская.

  "Очевидно, что прирост активов в размере 15,65% имел чисто спекулятивный характер. Согласно отчету прибыль по управлению пенсионными активами по итогам 2015 года составила 761 миллиардов тенге, из которых 452 миллиардов тенге — доход от операций с иностранной валютой в результате девальвации тенге", — продолжила она.

Тем не менее, помимо комиссии за управление пенсионными активами в размере 3,1 миллиарда тенге, фонд выплатил Национальному банку комиссию в размере 16,2 миллиарда тенге. В следующем, 2016 году, по данным аналитиков, управление пенсионными активами обеспечило доходность в размере 7,95% при инфляции 8,5%, что дает отрицательное значение, то есть прямой убыток.

Несмотря на это, управляющим компаниям было оплачено вознаграждение в сумме 3,6 миллиарда тенге, банкам-кастодианам выплатили более 2,2 миллиарда тенге, еще 13,6 миллиарда тенге потрачено на административные расходы самого ЕНПФ.

 "Все это дополняется токсичными активами в инвестиционном портфеле ЕНПФ. При этом долги по дефолтным бумагам возвращаются очень медленно, а основные суммы по проблемным облигациям просто списываются", — сказала депутат. 

"Решения по управлению народными средствами принимаются по непонятным общественности принципам, когда собственники накоплений просто ставятся перед фактом того, насколько бездарно и безответственно кто-то распоряжается их кровными накоплениями", — добавила она.

Самое тревожное в том, что со стороны Нацбанка и руководства ЕНПФ не следует никаких заявлений об изменении инвестиционной политики, заметила парламентарий. 

"На этом фоне можно ожидать аналогичные проблемы и со средствами фонда социального медицинского страхования (ФСМС). В целом, появляются основания предполагать риски использования активов таких фондов для затыкания бюджетных дыр, а также для извлечения личной прибыли недобросовестными должностными лицами", — сказала депутат. По ее мнению, очевидно, что происходящие сегодня процессы могут привести не просто к подрыву, а полной утрате доверия населения к деятельности таких структур

 В этой связи она предложила законодательно установить утверждение инвестиционных программ и обязательной отчетности ЕНПФ и ФСМС в качестве специального раздела в рамках утверждения республиканского бюджета и отчета правительства и национального банка об его исполнении.

Также Никитинская предложила ввести персональную материальную ответственность руководства фондов и банка за целевое и эффективное использование их активов, обеспечить размещение в текущем режиме на сайтах фондов информацию о структуре инвестиционного портфеля и планируемой доходности выбранных инструментов в краткосрочной и среднесрочной перспективе в доступном для населения формате.

Среди предложенных ею мер — публичные понятные критерии отбора конкретных коммерческих банков и объемов средств фонда для размещения на депозитах этих банков и приобретения их ценных бумаг, а также публичный характер принятия таких решений для общества.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить