Осколки памяти о древнем Наурызе: Мифы и легенды

3057

Сегодня около 300 миллионов людей отмечают Наурыз мейрамы. Однако в Казахстане, как и в других центральноазиатских странах, входивших в состав Советского Союза, этот праздник на многие годы был забыт, и только с обретением независимости он стал возрождаться. МИА «Казинформ» на основе интервью с ученым секретарем Зубайдой Сурагановой и специализированного журнала «Мәдени мұра» Национального музея РК подготовило материал о древних традициях Наурыза.

«В 1926 году он был запрещен как религиозный праздник. Как этнограф я могу сказать, что он был забыт и замещен в советское время масленицей. Я жила здесь, в Целинограде, здесь сжигали чучело. Сам Наурыз - праздник очень древний, возник еще до тюркского времени», - поделилась кандидат исторических наук. По ее словам, процесс забвения происходил очень медленно, он начался еще в эпоху «Зар заман».

«То есть с того времени, как мы потеряли независимость, это около 200 лет», - уточнила она. Те условия не давали культуре проявляться в полной мере, остались только самые важные моменты. «Историческая и культурная память отличаются. Когда вы работаете с информаторами, то четко понимаете, что не все забыто, остались осколки, но эти осколки нужно собрать. Наша задача сегодня - это воспроизвести его в той аутентичной форме, которая когда-то существовала. При этом не соврать самим себе, своему прошлому и своим предкам, и в то же время нельзя забывать, что воспроизводя мифологическую основу, необходимо учитывать и современные реалии: что для нас важно, учитывая, что мы полиэтничное общество», - считает З.Сураганова.

Где начинается праздник

«В тюркской традиции этот праздник начинается в феврале. Месяц с 15 февраля по 15 марта у казахов назвался үт - это еще один осколок, по которому мы можем вернуться. Когда в окно бьет луч солнца, и вы видите пылинки - это называется үт», - поведала этнограф. Үт - посланница Солнца, которая спустилось, чтобы обогреть и разбудить землю. «Табунщики, чабаны говорят: как только вы слышите под коркой снега и льда, как течет вода, значит, наступил месяц үт», - подчеркнула Зубайда Сураганова.

В традиционных представлениях казахов период с 15 февраля - 16 марта воспринимался как космический акт борьбы ледяной, сковывающей стужи с робким, но с каждым днем набирающим силу теплом. Яркое солнце так прогревает землю, что сквозь снег пробиваются первые весенние цветы - бәйшешек - наурызгүл (подснежники) и қызғалдақ - сарғалдақ (тюльпаны).

В представлениях народов Центральной Азии семь-восемь дней - с 14-21 марта рассматривались как межсезонье, и их связывали с семью холодными днями «старухи» или восьмью днями «дряхлых старцев». Указанные персонажи, по-видимому, восходят к древним культу плодородия и божествам возрождающейся и умирающей природы. Историки также считают, что окончанием весеннего месяца үт, который ознаменовывает переход от зимы к весне, был праздник Амал мейрамы, или Көрісу - подготовительный в преддверии Наурыза ритуал приветствия и гостеприимства. И его нужно рассматривать не как локальный вариант, и не в качестве изобретенной традиции, а как продолжение традиции.

«Эта традиция сохранилась в Западном Казахстане. Когда я пообщалась с археологами, они мне объяснили, почему именно на Западе. В эпоху андроновской культуры на территории Казахстана отмечают две культуры: алакульская - в основном, это территория современного Западного Казахстана, и Федоровская - остальная часть Казахстана. Алакульская отличалась тем, что в ней очень долгое время оставались устойчивые традиции, в то время как федоровская показывает микширование», - разъяснила историк. Культура Западного Казахстана, начиная с эпохи бронзы, не испытывает значительного давления миграционного потока. И именно поэтому в этом регионе культура менее всего была подвержена влияниям извне. В эпоху бронзы Северный, Центральный и Восточный Казахстан являлись зонами активных миграционных потоков, и поэтому здесь культура отличалась более богатым и разнообразным характером.

Персонажи и ритуалы

В казахской мифологии сохранились отголоски сюжетов о двух соперничающих персонажах Үт-бикеш и Қамыркемпір (Қалтырауық) или Үт-бикеш и Әзмырза. Новогоднее состязание между этими фигурами символизирует борьбу хорошего с плохим, холода и тепла, зимы и лета, тьмы и света. Эта борьба выражается не только в виде физических состязаний, но и в виде песенного соревнования - айтыс, загадывания-отгадывания загадок на новогоднюю тему. Наурыз, как правило, начинался айтысом между девушкой и джигитом, олицетворявшим символическую борьбу зимы и весны, и заканчивался народными играми, состязаниями.

Причем победа девушек, которые выступали в роли Үт-бикеш и ее сторонниц, воспринималась как добрый знак и рассматривалась как прогноз на будущий год. Ритуалы, которые было принято проводить непосредственно накануне Нового года - 21 марта и в сам праздник - 22 марта, отражают ряд представлений, связанных с поклонением природным стихиям. В ночь на 22 марта, накануне праздника, хозяйки старались наполнить всю посуду молочными продуктами и водой, даже самая маленькая миска не должна была оставаться пустой.

Пожилые женщины объясняют это тем, что заполненная посуда накануне Наурыза остается полной в течение года. По их мнению, вода является символом жизни, а молоко - достатка. На рассвете 22 марта вся община собиралась на возвышенности и встречала рассвет. Старики читали молитвы и произносили особые благословения. Женщины приносили жертвы Солнцу и Воде со словами «Здравия тебе милостивая, благотворящая Мать-Солнце, облагодетельствуй нас счастьем, благодатью» вливали в родники масло, опрыскивали растения молоком.

Угощения

Угощения, характерные только для Нового года: белкөтерер, ұйқы ашар, наурыз-көже. Белкөтерер - для пожилых, немощных и людей, перенесших тяжелое заболевание. Оно состоит из высококалорийной, мягкой и вкусной еды: сливочного масла, ұыз (молозива) қазы (мясо с ребер конины), жент (смесь из обжаренного проса, грубого помола, с добавлением сливочного масла, меда и приготовленного особым способом красного творога), кумыс, творог, мед и т.д. Взамен на такое угощение принесшие его дети, соседи и близкие получали благословение и благопожелание - бата. Ұйқы ашар готовилось на молодежной вечеринке молодухами и девушками на выданье ночью, накануне Наурыза, для молодых семейных мужчин и холостяков. Это высококалорийная еда символизирует единство старого и нового, отличается особой цветовой и временной оппозицией - красное и белое, старое и новое (мясо зимнего забоя, молозиво или свежее молоко).

Вяленое или копченое мясо зимнего забоя готовилось на свежем молоке. После угощения все мужчины, принимавшие участие в трапезе непременно должны были одарить присутствующих представительниц прекрасного пола. Подарок носил также интересное название - селт еткізер («заставляющий вздрогнуть»), это могли быть любые не очень дорогие вещи: браслеты, колечки, расчески, зеркальца, духи. Блюдо наурыз-көже готовилось и готовится практически каждой хозяйкой. Сегодня даже для городской женщины престижно уметь приготовить наурыз-көже. Наурыз-көже угощали всех, кто зашел в дом, вне зависимости от его социального или материального положения. В знак признательности за угощение полагалось произнести благословение.

 Традиционно блюдо готовится из семи составляющих: воды, молока или кисломолочных продуктов, злаков и вяленого мяса. В настоящее время состав существенно изменяется, но при этом сумма составляющих ее ингредиентов наряду с традиционным набором имеет тенденцию к увеличению.

Символика праздника

Ұлыстың ұлы күні - Великий день народа - в нем принимают участие все вне зависимости от возраста, пола, социального положения. Праздник традиционно олицетворяет: тепе-теңдік - тождественность, игілік - благородство, доброжелательность и жаңару - обновление. Тепе-теңдік - баланс между днем и ночью, зимой и летом, между бедными и богатыми. Игілік - время творить добро, помогать страждущим и немощным. Жаңару - обновление. Процесс обновления начинался с очищения. Существует поверье, что только в чистый дом и к чистому душой человеку придет счастье - құт, береке.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить