Бразильские джунгли могут превратиться в саванну

Обширные участки леса в Бразилии может сменить саванна. Об этом заявили авторы совместного немецко-бразильского исследования, опубликованного в журнале Nature, передает Казинформ со ссылкой на ТАСС.

Ученые выяснили, что лесозаготовки и сокращение количества осадков в Амазонии могут вовлечь регион в порочный круг: если антропогенное изменение климата увеличит срок и интенсивность засушливых сезонов, потеря леса ускорится еще больше, так как дождевые леса сами производят воду, которая выпадает на них в виде осадков. И соответственно, чем меньше площадь зеленых массивов, тем меньше будет выпадать осадков.

«Амазонский дождевой лес - одна из слабеющих опор земной экосистемы», - отметила главный автор исследования Делфина Клара Земп (Delphine Clara Zemp) из Потсдамского института изучения климатических изменений (Германия). «Мы уже знаем, что с одной стороны, сокращение количества дождей усиливает риск обезлесения, с другой - потеря леса приводит к засухе. До сих пор взаимосвязь между атмосферой и лесами на земле не была в достаточной степени изучена. Нашим главным открытием стал риск прогрессирующего обезлесения, которое является результатом сокращения объема осадков».

«Круговорот воды в Амазонии - это чистая физика и биология, но это и одно из величайших чудес природы», - рассказал соавтор исследования Энрике Барбоза из бразильского университета Сан-Паулу. По словам ученого, этот природный цикл крайне восприимчив к изменениям окружающей среды, и человек нарушает этот цикл, вырубая деревья и «разогревая» атмосферу парниковыми газами. Следствием человеческой деятельности становится сокращение объема поступающей в атмосферу влаги, что отрицательно влияет на еще нетронутые участки джунглей.

Как выяснили ученые, из-за дефицита воды общая потеря зеленых массивов может достигнуть 38% от площади лесов. Исследователи считают, что в течение 21-го века амазонские джунгли не исчезнут, но заметно сократятся, если ситуация не изменится. Территория, на которой сейчас лес может превратиться в саванну.

Помимо этого, ученые также установили, что видовое разнообразие деревьев способствует повышению сопротивляемости леса засухам, так как разные растения обладают разной устойчивостью и способностью приспосабливаться. Как отмечает Марина Ирота (Marina Hirota), сотрудник Федерального университета Святой Катарины в Бразилии, «защита биоразнообразия - это не просто проявление любви к деревьям, травам, птицам и насекомым, а средство стабилизации экосистемы Земли».