АНАЛИЗ-Венесуэла задержала поставки нефти Китаю и России в обмен на кредиты

4485

ХЬЮСТОН/КАРАКАС (Рейтер) - Государственная нефтяная компания Венесуэлы PDVSA на несколько месяцев задержала поставки нефти и топлива Китаю и России в рамках программы нефть в обмен на кредит, следует из внутренних документов компании, с которыми удалось ознакомиться Рейтер.

Задержка поставок столь значимым политическим союзникам и торговым партнёрам, которые выдали Венесуэле кредиты общей суммой как минимум $55 миллиардов, проливает свет на операционные неудачи PDVSA и их влияние на ослабленную социалистическую экономику страны.

Поскольку на нефть приходится практически вся экспортная выручка Венесуэлы, кризис PDVSA усугубляет условия жизни населения на фоне трёхзначного показателя инфляции и дефицита продовольствия, сравнимого с ситуацией в Советском Союзе перед распадом.

Общая стоимость поставок государственным китайским и российским компаниям составляет около $750 миллионов, согласно проведённому Рейтер анализу документов PDVSA.

К концу января PDVSA просрочила поставку около 10 миллионов баррелей нефтепродуктов, которые была должна компаниям, при этом задержав поставки на 10 месяцев, следует из документов. Компания также не смогла вовремя отправить ещё 3,2 миллиона баррелей нефти китайской госкорпорации China National Petroleum Corporation (CNPC).

Данные о задержках поставок в таблице см. по ссылке: http://tmsnrt.rs/2keq9Kr

Поставки в Китай и Россию крайне важны для финансовой стабильности PDVSA, поскольку на компании этих двух стран приходится около трети всего экспорта нефти и топлива PDVSA. Администрация президента Венесуэлы Николаса Мадуро в течение многих лет полагается на кредиты от двух стран, особенно от Китая, для финансирования инфраструктурных и социальных инвестиций.

PDVSA не ответила на запросы о комментарии. Министерство нефтяной промышленности Венесуэлы от комментариев отказалось.

В течение десятилетнего нефтяного бума, который завершился в 2014 году, Венесуэла взяла в долг практически $50 миллиардов у Китая, договорившись выплатить их в виде поставок нефти и топлива государственным китайским компаниям. Венесуэла была седьмым по величине поставщиком нефти в Китай в 2016 году и крупнейшим для Латинской Америки.

Российская нефтяная корпорация Роснефть в рамках аналогичных договоренностей выдала кредит на сумму как минимум $5 миллиардов, но подробности этих сделок не раскрываются.

Теперь PDVSA пытается выполнить обещания. По разным причинам опаздывают в общей сложности 45 партий, предназначающихся российским и китайским компаниям, свидетельствуют внутренние отчёты о поставках нефти и нефтепродуктов.

Среди причин - операционные накладки, такие как сбои нефтепереработки и задержка очистки танкеров, а также финансовые споры с поставщиками услуг, перед которыми у PDVSA долг.

Задержанные или отменённые партии представляют собой поставки объёмом 88.000 баррелей в сутки, которые PDVSA должна была осуществить за три месяца в рамках соглашений о финансировании с Роснефтью и китайскими PetroChina и ChinaOil.

Роснефть, Кремль и российское министерство энергетики отказались от комментариев.

Представитель китайского МИДа Лу Кан сказал, что Китай пристально следит за отношениями с Венесуэлой.

"Я могу вам сказать, что сейчас объём нефти, поставляемой Венесуэлой Китаю в счёт погашения кредита, практически соответствует норме", - сказал он журналистам.

PetroChina не ответила на просьбы о комментарии, а её подразделение ChinaOil отказалось от комментариев. Министерство торговли Китая не ответило на просьбы о комментарии. ОПЕРАЦИОННЫЕ, ФИНАНСОВЫЕ ТРУДНОСТИ

Задержка поставок означает, что PDVSA придётся приложить немалые усилия в текущем году, чтобы добиться запланированного роста поставок в Китай и другие страны, говорится в документе широкой стратегии, попавшем в распоряжение Рейтер. В документе говорится, что PDVSA намерена увеличить поставки нефти в Китай на 55 процентов в 2017 году, отчасти благодаря сокращению экспорта в Индию на 15 процентов.

В прошлом году компания добывала около 2,5 баррелей в сутки, минимальный объём за 23 года, и прогнозы добычи на текущий год фактически не изменились, согласно стратегическому документу PDVSA.

Внутренняя переписка PDVSA от 21 ноября между руководителями компании, отвечающими за погрузочные операции, содержит детали многочисленных операционных и финансовых проблем, из-за которых груз для китайских и российских клиентов задерживается.

В одном из писем представитель компании сказал, что PDVSA неспособна поставить 1,8 миллиона баррелей мазута PetroChina, потому что багамский терминал Borco, где PDVSA арендует склад, периодически не разрешал компании использовать нефтехранилища с 2016 года из-за неуплаты.

Отправление ещё одного танкера с 2 миллионами баррелей мазута для Китая было отсрочено в ноябре из-за загрязнённых танкеров, которые запрещено пускать в международные воды из-за опасности для окружающей среды.

В письмах также обсуждаются возможные задержки поставок мазута для Роснефти, снова из-за грязных танкеров и неоплаченных счетов.

Кроме того, четыре судна с венесуэльской нефтью Boscan, предназначенной для китайской CNPC, также были задержаны в этом году.

ПАДЕНИЕ ЦЕН НА НЕФТЬ ОЗНАЧАЕТ РОСТ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Падение цен на нефть сделало более обременительными соглашения в рамках программы нефть в обмен на кредиты. Поскольку выплаты кредитов обсуждались в то время, когда цены на нефть были выше, соглашения требуют от PDVSA поставлять больше нефти, чтобы продолжить обслуживание долга теми же темпами.

Это ограничивает возможность компании осуществлять поставки другим клиентам, таким как Индия или компании в США, которые бы платили деньгами, в чём PDVSA крайне нуждается.

"PDVSA берёт на себя юридический риск, откладывая поставки ключевым клиентам, и финансовый риск, если она также задержит поставки клиентам, которые платят наличными", - отмечает Франсиско Мональди, эксперт по латиноамериканской энергетической политике Университета Райса в Хьюстоне.

Основным покупателем венесуэльской нефти в Индии является Reliance Industries, оператор крупнейшего в мире нефтеперерабатывающего комплекса. Компания импортировала 353.000 баррелей нефти в сутки в 2016 году, на 5 процентов меньше, чем годом ранее. Чтобы восполнить недостаток венесуэльской нефти, она увеличила импорт из Мексики, Ирака и Саудовской Аравии.

Китайская и российская схемы финансирования, однако, предоставляют Венесуэле и PDVSA большую гибкость в погашении, чем в случае с держателями $50-миллиардных облигаций, которые они продали инвесторам. Из-за опасений о дефолте доходность этих бондов сейчас среди максимальных в мире, в среднем на 21 процентный пункт выше, чем у индикативных казначейских облигаций США.

Китай и Россия, обеспечивающие Венесуэле непоколебимую поддержку на дипломатических форумах, пока умалчивают о каких-либо опасениях в отношении Каракаса. Проблема задержки поставок, скорее всего, будет обсуждаться посредством дипломатических каналов, говорят аналитики.

Эскалация торгового спора, при которой китайские и российские фирмы потребуют немедленных платежей от Венесуэлы, может ввести в действие положения о неисполнении обязательств по венесуэльским облигациям или привести к потере контроля PDVSA над её американской "дочкой" Citgo, почти половина которой стала обеспечением российского кредита.

Хотя этот сценарий маловероятен, у PDVSA, очевидно, не достаточно нефти или средств, чтобы расплатиться с многочисленными кредиторами, сказал трейдер компании, регулярно закупающей венесуэльскую нефть.

Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду [nL1N1FV0A2]

(Марианна Паррага, Брайан Еллсуорт при участии Бена Бланшара, Элиаса Гленна, Мэн Мэн в Пекине, Флоренс Тэн в Сингапуре, Нидхи Вермы в Нью-Дели, Владимира Солдаткина в Москве. Перевели Ксения Орлова, Марина Боброва, Мария Жук и Вера Сосенкова)

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить