Опубликован анализ финансового состояния заемщиков онлайн-кредитования

6231

ТОО «Займер» совместно с Первым Кредитным Бюро провели анализ финансового состояния заемщиков онлайн-МФО. Анализ осуществлялся на клиентской базе ТОО «Займер», по экспертным оценкам составляющей порядка 20% от общего количества клиентов онлайн-МФО в РК. Характерной особенностью исследования является то, что ТОО «Займер» начало работу в РК до подключения к сервисам ПКБ, то есть с использованием информации кредитных отчетов ПКБ анализируется уже сложившаяся клиентская база, большинство в которой составляют постоянные заемщики онлайн-МФО. При исследовании использовались данные за весь период взаимодействия ТОО «Займер» и ПКБ, с апреля по декабрь 2016 года.  

Основные характеристики заемщика – наличие и количество заключенных им кредитных договоров. В таблице №1 представлена динамика среднестатистического количества действующих и закрытых кредитных договоров в расчете на одного заемщика.

Как мы видим, на весну 2016 года количество действующих кредитных договоров составляет порядка 3 договоров на человека и превышает количество уже закрытых. Однако, в июле тенденция резко меняется, количество действующих договоров сокращается до показателя менее 2,5 на человека, то есть заемщики возвращают имеющиеся кредиты и не получают новые. Такую ситуацию можно было бы объяснить сезонными колебаниями спроса или общим трендом к снижению кредитной нагрузки, но эти предположения опровергает количество заявок на новые кредиты, поданных теми же заемщиками.

В таблице №2 представлено количество заявок на кредиты за сроки в 30 и 365 дней до обращения в ТОО «Займер».

Характерны два момента: первое – рост количества заявок на новые кредиты происходит параллельно сокращению количества действующих кредитных договоров. В апреле соотношение количества действующих кредитов и заявок на получение новых составляло 5/1 (2,88/0,57), то есть на каждые пять имеющихся кредитов у заемщиков онлайн-МФО приходилась одна заявка на получение нового. В декабре это соотношение составило 2,29/1(2,34/1,02), запрос на новые заимствования увеличился более чем в два раза. Из этого можно сделать вывод, что снижение кредитной нагрузки на заемщиков онлайн-МФО, это следствие политики кредитных организаций, которые отказывают таким клиентам в новых кредитах.

Второй значимый момент – фактор сезонности. Количество запросов за период 30 дней до обращения в ТОО «Займер» значительно опережает общегодовую. В первом случае рост количества заявок на 70%, во втором на 19,7%. Можно предполагать, что причиной такой динамики стали периоды высокой активности заемщиков в поиске кредитов, которые чередуются с периодами относительного спокойствия. Учитывая отмеченную выше тенденцию к сокращению числа действующих кредитных договоров, можно предполагать, что потребность в новых заимствованиях растет из-за необходимости перекредитования, для погашения имеющихся кредитов.

Тезис о сокращении кредитной нагрузки на заемщиков онлайн-МФО подтверждают данные представленные в таблице №3.

Как мы видим, при сохранении и даже росте средней суммы общей задолженности, кредитная нагрузка на заемщика снижается. Снижение можно отметить в абсолютных цифрах и процентном соотношении к сумме задолженности. Процентное соотношение здесь представляется наиболее характерным, так как наиболее приближено к показателям процентной ставки по кредитам. Некоторые колебания показателя кредитной нагрузки в процентном соотношении к сумме задолженности можно объяснить желанием заемщиков реструктурировать или же досрочно погасить имеющиеся потребительские кредиты. В целом, снижение кредитной нагрузки можно объяснить тем, что заемщики постепенно гасят беззалоговые потребкредиты, полученные под высокий процент  в период активного роста экономики.

Еще одна характеризующая заемщика черта – отношение к имеющейся задолженности. МФО в целом и онлайн-МФО в частности достаточно лояльно относятся к заемщикам, допустившим просрочки платежей по уже имеющимся кредитам. Однако, анализ характера просрочки позволяет сделать определенные выводы о финансовом положении заемщика и стратегии его взаимоотношений с кредиторами. В таблице №4 представлено распределение заемщиков с зафиксированной ПКБ просрочкой по продолжительности периода неплатежей на момент обращения в ТОО «Займер». Необходимо отметить: 1) В таблице отражены только заемщики, имеющие просроченную задолженность по кредитным отчетам ПКБ, в действительности их число значительно больше. 2) Распределение заемщиков практически не меняется в динамике, что позволяет говорить о сложившейся модели отношения заемщиков к длительности просрочки.

Как мы видим, значительно преобладают обращения заемщиков с просрочкой более 120 дней. В то же время, эти заемщики практически не допускают просрочки в диапазоне 30-120 дней и считают возможным обратиться за микрозаймом при наличии просрочки по имеющимся договорам до 30 дней. Можно предполагать, что большинство имеющих просрочку заемщиков «законсервировало» решение накопившихся проблем, возможно в силу значительных сумм или спорного характера задолженности. Горизонт финансового планирования у таких заемщиков не превышает квартала, но в данном временном промежутке они достаточно ответственно относятся к своим обязательствам. Значительно количество заявок от заемщиков, допустивших просрочку по имеющимся договорам до 30 дней, подтверждает, заемщики используют микрозаймы в онлайн-МФО чтобы перекредитоваться и погасить уже имеющуюся задолженность.

Подводя итог, можно выделить несколько моментов, характеризующих заемщика онлайн-МФО. 1) Кредитная нагрузка на заемщика стабильно снижается в результате осознанной политики Нацбанка и коммерческих кредитных организаций. 2) Средняя сумма общей задолженности по кредитам демонстрирует небольшой рост, а количество заявок на получение кредитов растет опережающими темпами. Это позволяет говорить что у кредитования в РК имеется значительный потенциал, который будет реализован по мере общего укрепления экономики. 3) Большинство заемщиков, имеющих длительную просрочку, “законсервировали” проблемы, но не допускают повторения таких ситуаций. Если вопросы их просроченной задолженности будут разрешены, эти заемщики могут стать полноценными добросовестными участниками всех видов кредитных отношений.

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить