Ученые: молекулы на экране телефона расскажут спецслужбам о его владельце

Химики научились определять по молекулам, которые оставляют наши пальцы и дыхание на экране телефона, место жительства человека, его диету, болезни и даже привычки, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, передает РИА Новости.

"Представьте себе сценарий, в котором следователь находит какую-то персональную вещь – к примеру, ручку, телефон или ключ, на которых нет ДНК преступника, или же его ДНК нет ни в одной базе данных. И на этом расследование закончится. Мы подумали – что если мы воспользуемся следами химии его кожи на этих предметах для определения того, какой стиль жизни исповедует их хозяин?", — заявил Питер Доррештайн (Pieter Dorrestein) из университета Калифорнии в Сан-Диего (США).

Доррештайн и его коллеги реализовали эту идею и даже смогли заметно расширить ее, превратив следы отпечатков пальцев, кожи и дыхания на предметах обихода в очень подробный "биопаспорт" человека. Для этого ученые обратили внимание на то, как различные внешние и внутренние факторы – к примеру, состав воздуха, используемые средства гигиены, еда и прочие вещи – влияют на химический и бактериальный состав кожи.

Все эти вещества и микробы, как предположили ученые, могут попасть вместе с потом и другими выделениями кожи на те предметы, которыми регулярно пользуется человек, и оставить на них свой характерный след. Они проверили эту идею, собрав группу из четырех десятков добровольцев, которых они попросили принести с собой свой сотовый телефон.

Взяв около пяти сотен проб с мобильных устройств и различных уголков тела, ученые проанализировали их при помощи масс-спектрометра и составили перечень веществ, которые им удалось найти на поверхности каждого "айфона" или смартфона. Сравнив этот список с данными из открытых баз данных по спектрометрии, ученые поняли, что подобные пробы представляют собой целый кладезь информации о том, что представляет собой их владелец.

В частности, ученым удалось обнаружить на телефонах следы принимаемых ими лекарств, в том числе капель от глаз, антидепрессантов, противовоспалительных лекарств и даже средства от облысения. Вдобавок к этому, они нашли на "умных трубках" следы чая, кофе, фруктов и специи, а также следы крема от загара и средства по отпугиванию насекомых. По словам авторов статьи, все это можно узнать даже тогда, когда человек месяцами не пользовался телефоном.

Конечно, подобные сведения носят весьма общий характер и даже очень подробный и детальный химический "букет" не позволит со 100% надежностью идентифицировать его владельца, как это позволяют сделать отпечатки пальцев. Тем не менее, подобный анализ значительно сузит список подозреваемых и позволит сфокусировать усилия на профилировании небольшой группы лиц.

"Анализируя молекулы на телефоне, мы можем определить, является ли его владелец женщиной, красит ли она волосы, использует ли дорогую косметику, пьет ли она кофе и вино, борется ли она с депрессией, проводит много времени на природе, и прочие детали из ее жизни. Эта информация позволит следователю сузить круг лиц, которые могут быть владельцем такого "вещдока", — объясняет Амина Буслимани (Amina Bouslimani), коллега Доррештайна.

Кроме того, такие приемы можно использовать и для других целей, не связанных с криминалистикой – к примеру, для наблюдений за тем, соблюдает ли пациент режим и как хорошо на него действует лекарства, оценкой экологической и токсикологической ситуации, а также для слежки за террористами. По словам ученых, они уже сейчас проводят дополнительные эксперименты, нацеленные на проверку этих идей.