Генпрокурор раскритиковал руководство Службы экономических расследований

2687

Генеральный прокурор Казахстана Жакип Асанов обвинил службу экономических расследований (СЭР) в необоснованных проверках бизнеса. Об этом он заявил на коллегии ведомства в Астане по обсуждению вопросов защиты прав предпринимателей, передает корреспондент МИА Казинформ.   

«9 тысяч дел зарегистрировано и по ним начался уголовный процесс: допросы, меры пресечения, ограничения, аресты и так далее. Это совершенно другой формат работы правоохранительных органов. Это уже не налоговые, контролирующие органы, а процесс, который ведут правоохранительные органы. Из них, они сами признали, половина прекращены. Инициаторами такого уголовного преследования, находясь внутри одного ведомства - Комитета госдоходов, то есть там два подразделения Комитета госдоходов друг с другом переписываются и на кого хотели завести уголовное дело, заводят. В любом другом государстве, всего этого хватит, чтобы поставить вопрос о соответствии с занимаемой должности всего руководства Службы экономических расследований», - сказал Асанов на заседании коллегии ведомства в Астане.

Генпрокурор поручил разобраться также с теми прокурорами, которые не пресекали действия таких чиновников.

«Я отдельно потом по прокурорам скажу, которые также закрывают глаза. Не реагировали и не пресекали такие действия СЭРовцев. Поэтому здесь также необходимы фамилии», - добавил Генпрокурор. 

В свою очередь, заместитель Генерального прокурора РК Марат Ахметжанов уточнил, что сегодня 7 из 10 сигналов об экономических преступлениях инициировали сами сотрудники уполномоченных органов. Как итог - общее количество сообщений выросло вдвое.

«Соответственно, и налоговых проверок стало больше. В последующем каждое третье преступление было прекращено по реабилитирующим основаниям. К этим цифрам смело можно приплюсовать часть прерванных уголовных дел, приостановленных. Треть из них приостановлено только потому, что нет результатов акта уполномоченных органов», - отметил замгенпрокурора.

По его словам, в среднем расследования длились 3 месяца, и мало кто из предпринимателей мог выдержать такой прессинг. Но лишь каждое шестое уголовное дело дошло до суда.

«Нашли и другую лазейку - проверять бизнес, задействовав силовиков. Налоговики писали письмо в Службу экономических расследований, те передавали в службу аудита. Это считалось как поручение органов уголовного преследования. Хотя никакого криминала здесь не было», - пояснил Ахметжанов.

«К сожалению, стоит признать, что мы не спрогнозировали риски после введения нового уголовно-процессуального кодекса РК. Теперь, как мы знаем, нет доследственных проверок. Все заявления сразу же регистрируются. И с этого момента начинаются досудебные расследования. Это объективно необходимо для общеуголовных преступлений. Меньше стали укрываться убийства, грабежи, разбой. Но здесь мы, к сожалению, не учли специфику расследований экономических преступлений. Образно говоря, мы, прикрыв форточку для того, чтобы стало меньше укрытых преступлений, широко распахнули ворота для преследования наших бизнесменов в рамках уголовно-процессуального кодекса РК. Любые сообщения налоговиков о рисках предприятий, информация финмониторинга о подозрительных операциях, даже не содержащие признаков криминала, превратились в уголовные дела», - привел пример Ахметжанов.

«Это прямое нарушение. Я обращаюсь к руководству Службы экономических расследований. Вы не то, что игнорируете, вы дискредитируете всю экономическую политику, которую ведет Глава государства! Вас надо отправить самих в бизнес и пусть поработали бы сами, руками своими», - заявил генпрокурор Жакип Асанов, прервав доклад замгенпрокурора.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить