Эффект виагры: как приложение для мам помогает россиянам экономить

1508

Ольга Сичкарь, Анастасия Тетеревлева

МОСКВА (Рейтер) - Создатель мобильного приложения Едадил Наталья Шагарина придумала его как помощь сидящим в декрете молодым российским мамам при поиске скидок в супермаркетах, но из-за кризиса, заставившего экономить самый широкий круг потребителей, приложение получило 2,4-миллионную аудиторию по всей стране и продолжает набирать обороты.

Агрегатор скидок на продукты питания и товары повседневного спроса стал феноменально популярным: 6 миллионов скачиваний мобильного приложения, 2,4 миллиона уникальных пользователей в месяц, охват в 160 ритейловых сетей в большинстве регионов РФ.

"До кризиса смешно было себе представить, что можно задумываться об экономии на молоке. Теперь это нормальная ситуация", - объясняет Рейтер популярность Едадила Шагарина.

"Получилось как с виагрой, которую создавали для людей с сосудистыми проблемами. Я придумывала нишевой проект про скидки для мам в декрете. А люди стали широко использовать его как электронную витрину, потому что из-за резкого роста промоактивности в зоне "промо" оказались все продукты", - рассказывает основательница Едадила.

Она придумала проект, сама находясь в декрете в 2012 году, запуск пришелся на 2013-2014 годы, а летом 2015 года 10-процентную долю в Едадиле купил Яндекс.

    Кризис, сопровождающийся снижением курса рубля к доллару и евро и ростом цен, начал менять потребительское поведение еще в конце 2014 года, и через некоторое время россияне начали экономить даже на продуктах питания.

По данным исследовательского холдинга Ромир, в августе 2016 года средний чек россиянина продолжил худеть, снизившись к июльскому на 12 рублей или 2,4 процента до 498 рублей. В годовом выражении средний чек сократился на 52 рубля или 9,5 процента, а с учетом накопленной инфляции - на более чем 16 процентов.

В ответ на экономию потребителей ритейлеры были вынуждены наращивать объемы промоакций, и со временем желтые ценники товаров со скидкой украсили более чем треть продуктов на полках.

    Так, глава ритейлера Лента Ян Дюннинг оценивал объем продаж по промоакциям в июле и августе текущего года в 36 процентов от общего объема.

"Пользователи выбирают, куда пойти, и ходят с готовым списком покупок, с осознанием того, что они покупают со скидками, по лучшим ценам. Для покупателей выделили территорию "выгодно", они сказали – это и есть наша зона комфорта. Желтый ценник – значит покупаем", - объясняет популярность приложения Шагарина.

МИР ЖЕЛТЫХ ЦЕННИКОВ

Доля покупателей, которые приходят в конкретный магазин исключительно для покупки продуктов по промоакциям, продолжает расти и во втором квартале 2016 года достигла самого высокого показателя за последний год - 47 процентов, говорится в аналитическом отчете Потребительский индекс Иванова, выпущенном в августе Sberbank CIB.

Согласно данным Nielsen, 62 процента российских покупателей обращает внимание на промоакции на продукты питания в магазинах, а 33 процента целенаправленно ищет такие товары. 

По словам Шагариной, приложением пользуются в основном не для жесткой экономии, а с целью оптимизации расходов - и это совсем не бедные люди, хотя бы потому, что для Едадила нужен смартфон.

"Я почти перестал покупать продукты по обычной цене, потому что в этом нет смысла. Я открываю Едадил вечером, делаю список покупок и посещаю несколько магазинов рядом с домом, где есть товары со скидками. Я трачу гораздо меньше денег, это умно - почему я должен тратить больше?", - говорит Сергей, 37-летний менеджер российской компании, чей месячный доход упал до 50.000 рублей с 150.000 рублей до кризиса.

Большинство пользователей приложения - молодые люди от 25 до 34 лет, четверть из них, предположительно, молодые семьи, 65 процентов от общего числа - потребители с так называемым средним доходом - те, чей доход достаточен, чтобы не экономить на еде, приводит цифры Шагарина.

"Мы для студентов хороши, нас очень любят мамочки, потому что в декрете у тебя мозг есть, а возможности заработать временно нет, зато есть возможность сэкономить", - рассуждает она.

"Сейчас мы растем примерно на полмиллиона пользователей в полгода".

Она говорит, что Яндекс продолжает инвестировать в Едадил в виде кредитов, которые потом могут быть конвертированы в долю.

По ее словам, задача, поставленная Яндексом, - развитие проекта, а не окупаемость, а в планах Едадил - попасть в каждый пятый смартфон в России.

За размещение в приложении каталогов скидок ритейлеры ничего не платят, говорит Шагарина, и подтверждают сами сети, а зарабатывает Едадил на различных видах рекламы, уточняет она.

Например, Едадил начал развивать систему электронных купонов, когда ритейлер предлагает потребителю персональную скидку через приложение.

Когда кризис закончится, привычка к промоакциям не пройдет, так как люди привыкли экономить, и это закономерный этап развития рынка, уже достигнутый в Европе и США, уверена Шагарина.

Она говорит, что сейчас обсуждается возможность вывести Едадил за пределы России. Наиболее вероятный вариант для старта - Нидерланды, где ритейлеры хорошо структурируют данные, так что их легко собирать и использовать, а жители "исторически любят экономить".

(При участии Марии Киселевой, редактировал Антон Зверев)

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить