Россия может пойти по пути Венесуэлы

1319

Изучение социальных предпочтений россиян показало, что более вероятный сценарий — курс на изоляцию с чередой экономических и политических кризисов, по сведениям Rambler.

Два основных сценария для российского общества подготовили эксперты во главе с президентом партнерства «Новый экономический рост» (НЭР) Михаилом Дмитриевым на основании глубинного изучения социальных установок россиян. Эта методика позволила группе Дмитриева сделать ряд неожиданных, но сбывшихся прогнозов — например, в марте 2011 г. предсказать политические протесты. Об основных выводах доклада, который будет представлен на следующей неделе, Дмитриев рассказал на семинаре в Высшей школе экономики.

Урегулирование конфликта с Украиной поможет восстановить экономический рост, и экономическое благополучие россиян постепенно вернется к историческому пику 2012-2013 гг. Установка на выживание перестанет доминировать и снова встанет вопрос развилки, но отрицательный опыт экономического кризиса, последовавшего за внешней экспансией, позволит избежать повторения пройденного, описывает Дмитриев «некий радужный сценарий эволюции общественных настроений».

Однако углубляющиеся в массовом сознании установки на самоизоляцию делают более вероятным второй сценарий, особенно если международный конфликт продолжится, выявили эксперты НЭР: Россия попадает в замкнутый круг. Внешнеполитический конфликт усиливает ориентацию общества на изоляцию от внешнего мира, она ведет к ограничению импорта технологий, компетенций, использования потенциала внешних рынков для развития несырьевых производств, блокируя конкурентоспособность экономики, которая продолжит стагнировать. Без экономического роста не будет расти потребление, что вызовет социальную дестабилизацию и курс на выживание и самоизоляцию вместо развития. Такой замкнутый круг самоухудшающихся событий может длиться десятилетия, говорит Дмитриев.

Это не прогнозы, а сценарии и не значит, что других вариантов нет, подчеркивает он, но данные последних опросов говорят о худшем выборе.

Сорвало с якорей

Российское общество долго было очень бедным и совсем недолго — довольно обеспеченным. Привычка выживать закрепила в массовом сознании традиционалистские ценности: акцент на текущем потреблении — это не развитие, а минимизация рисков, объясняет Дмитриев. Эти ценности создали и закрепили большое число неписаных норм, стереотипов и моделей поведения. Быстрый рост благосостояния сместил приоритеты: если до середины 2000-х в гипотетических «наказах президенту и правительству» россияне требовали роста зарплат, пенсий и снижения инфляции и тарифов ЖКХ, то затем возобладали образование, культура, здравоохранение. К 2013 г. ВВП на душу населения достиг исторического пика — 46% от США, разрыв со странами ОЭСР в считанные годы сократился вдвое, а по многим потребительским позициям даже в провинции превзошел уровень развитых стран. Например, количество автомобилей на 1000 населения в Екатеринбурге или Ростове-на-Дону больше, чем в Париже, Лондоне и Хельсинки.

Накопленный потребительский ресурс сместил приоритеты с текущего выживания на развитие, а традиционалистские ценности — на модернизационные. Но если старые нормы и модели поведения потеряли актуальность, то новые еще не закрепились в традициях, нормах поведения и институтах. «Это как если бы корабль, стоявший в гавани, порывом ветра сорвало с якорей», — сравнивает Дмитриев, результатом стал «целый калейдоскоп ценностей» и радикальных изменений массового мнения, что порождает конфликты, метания из модернизации к традиционализму — подобное происходит, например, и на Ближнем Востоке, где общества также достигли и уровня жизни, и возможностей, которые выталкивают их за пределы рамок традиционного поведения.

Неустойчивый спрос на модернизацию внезапно был удовлетворен территориально: присоединение Крыма и внешняя политика в целом заменила людям гражданскую и личную самореализацию. Патриотизм и возрождение гордости за исторические достижения и новый вес страны на мировой арене представляют собой ценности верхнего уровня по отношению к проблемам текущего потребления, объясняет Дмитриев. И в то же время «возрождение великой державы» — не модернизационная, а традиционалистская ценность.

Однако менее чем за год внешняя политика России в сознании россиян из предмета гордости превратилась в фактор страха и угрозы, выяснили эксперты НЭР. А девальвация стала столь же значимым событием, как присоединение Крыма, только с отрицательным эффектом (см. врез).

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube