Самые экстравагантные прототипы советских автомобилей

3263

7 легендарных образцов: от школьного автобуса до автомобиля с бортовым компьютером.

Самые экстравагантные прототипы советских автомобилей

В 1916 году русское правительство в полной мере осознало актуальность в механизаци сухопутных безрельсовых перевозок и необходимость замены тягловых животных. Катализатором для этого послужила идущая Первая мировая война, которая наглядно продемонстрировала жизненную необходимость автомобилей для армии. Для развития новой отрасли были выделены деньги, которые пошли на строительство шести автомобильных заводов. Логично, что помимо заводов необходимы и научные учреждения для развития и внедрения новых технологий в автомобилестроение, а также для создания новых моделей автомашин. Поэтому неудивительно, что практически сразу после окончания войны основывается Научный автомоторный институт (НАМИ), по информации Rambler.

  
Фото: Сева Иванов | Йод

Специалисты этого института не сидели сложа руки и за всё время существования сделали огромный вклад в развитие автомобильной отрасли в России. Практически все автомобили отечественного производства в той или иной степени проходили через сотрудников НАМИ, так как помимо создания опытных образцов институт занимался ещё испытаниями и налаживанием серийного производства автомобилей. Естественно, что не все созданные НАМИ машины пошли в серию, поэтому у института накопилось немало прототипов. Среди них попадались довольно необычные и оригинальные, если не сказать — экстравагантные, экземпляры.

Такие машины создавались в очень малом количестве. Нередко опытные образцы существовали только в одном экземпляре и, к сожалению, не все они сохранились до наших дней. Какие-то машины разобрали, какие-то осели в музеях, а некоторые стоят на задворках института.

НАМИ-0342 «Кузя»

В 1988 году на Кутаисском автомобильном заводе возникла идея создания своего собственного многофункционального грузовичка с уклоном в сельское хозяйство, и при участии специалмстов из НАМИ было собрано два опытных экземпляра на основе серийных узлов и агрегатов. То ли КАЗу разонравилась идея такой машины, то ли ещё какие-нибудь причины повлияли на то, что в серию автомобиль так и не пошёл, и КАЗ не стал выкупать техническую документацию, тем самым отдав проект в собственность института. Но НАМИ так просто не сдаётся, и спустя некоторое время вышла упрощенная версия, которую назвали «Кузя». Тёзку знаменитого домовёнка стали водить по выставкам, и машина даже была включена в государственную программу и запланирована на серийное производство. Но, увы, дальше слов дело так и не пошло, и теперь «Кузя» стоит в пыльном ангаре.

И хотя НАМИ-0342 и не удалось попасть на рынок, идея создания машин подобного плана была по-прежнему актуальна. В феврале 2006 года министерство сельского хозяйства объявило конкурс на создание мобильного малогабаритного транспортного средства (ММТС). Сроки были очень сжатыми, но, несмотря на это, НАМИ удалось создать две серии ММТС и пять опытных экземпляров и, как следствие, выиграть конкурс. Впервые новые машины были показаны на выставке «Золотая осень 2006», где они получили хорошие отзывы. Самым маленьким «тракторомобилем» в серии был салатовый НАМИ-2339, длина которого была чуть больше 3,5 метров.

НАМИ-2339

Для снижения стоимости и решения возможных проблем с ремонтом в машине все агрегаты и узлы позаимствованы с отечественных серийных авто. Например, двигатель в НАМИ-2339 используется от ВАЗ-21082, который в зависимости от желания клиента может быть как бензиновым, так и адаптированным под газовое топливо. НАМИ-2339 должен был занять дыру в сельскохозяйственном сегменте механизации труда для малых предприятий или небольших личных хозяйств. Судя по тому, что прошло уже больше восьми лет, а об этом салатовом «тракторомобиле» ничего не слышно, то, скорее всего, он, как и «Кузя», ушел в небытие и остался в единственном экземпляре отдыхать в этом месте.

НАМИ-1337

Несколько иначе сложилась жизнь одного ММТС второй серии выпущенной в рамках того же конкурса от министерства сельского хозяйства. На выставке 2006 года были представлены три версии, отличающиеся между собой размерами: НАМИ-1337, НАМИ-1338 и НАМИ-2338

Так же, как и у салатовой серии, основа машины практически вся взята с серийных автомобилей. Силовой агрегат — дизельный двигатель с воздушным охлаждением производства Владимирского моторо-тракторного завода. Рама с небольшими изменениями позаимствована от «Соболя», так же, как и мосты с коробкой передач. Причём трансмиссия сделана довольно хитро. Для увеличения крутящего момента, передаваемого на колеса, сразу после КП установлен 4-ступенчатый ходоуменьшитель, собранный на основе стандартной КП автомобиля ГАЗ-53 с дистанционным механизмом переключения (от автомобиля ВАЗ-2108), так как сама коробка относительно кабины ММТС сильно отнесена назад и повернута немного набок. Далее в едином блоке с ходоуменьшителем установлена двухступенчатая раздаточная коробка от полноприводной «ГАЗели», от которой, собственно, уже и расходятся карданные передачи на мосты. Многоступенчатая трансмиссия ММТС, созданная практически по одной оси, без дополнительных передающих карданных валов, получилась оригинальной. У нее даже появилось собственное запатентованное название Tranceaxis (трансмиссионная ось). Она имеет 40 передач вперед и 20 назад, и реализовать в полной мере такие возможности обычному эксплуатационнику очень тяжело, поэтому в окончательном виде в трансмиссии останется только 12 передач вперед и 4 назад.

В 2010 году машина была замечена, и за пять месяцев было налажено её производство в Великом Новгороде под маркой SILANT, что расшифровывается как «сила новгородских технологий». За основу был взят самой большой из серии «тракторомобиль» — НАМИ-2338. Так как компания ОАО «Автоспецоборудование», взявшая на себя этот проект, находилась на грани банкротства, ей потребовалась помощь от руководства Новгородской области. Губернатор поддержал проект, и была открыта кредитная линия на сумму 230 млн руб. под государственные гарантии. В 2011 году начались первые продажи. И вот тут начались проблемы: у «Силанта» оказалась ничтожная грузоподъемность — всего 1 тонна, также возникли проблемы с трансмиссией и рамой, шины тоже оказались далеки от идеала: их хватало всего на пару тысяч километров. Практически весь 2011 год ушёл на доводку машины; в итоге, удалось увеличить мощность в три раза, укрепить раму и исправить другие проблемы. Покупка Рослесхозом 60 машин лишь немного оттянула неизбежное. В 2012 году начались судебные процессы с ООО «Автоспецстрой» из-за прекращения оплаты по кредиту. Деньги у предприятия кончились и остались одни долги, что неудивительно ввиду мизерного количества заказов — на конец 2013 года было всего 12 заказов на «Силанты».

НАМИ — школьный автобус

2006 год у института был довольно плодотворным, и, помимо «тракоторомобилей», сотрудниками НАМИ был изготовлен школьный автобус в рамках национальной программы «образование». За основу был взят ГАЗ-3310 «Валдай».

Внутри установлены специальные детские кресла с поясными ремнями безопасности. У каждого ряда сидений располагается красная кнопка подачи звукового сигнала водителю. Каркас опытной машины усилен, под окнами спрятано сплетение из труб, по рисунку напоминающее британский флаг. Над кабиной водителя сделана специальная надстройка, которая позволяет встать и, не сгибаясь, пройти в салон сопровождающему. Всего внутри помещается 11 детей и два сопровождающих.

С первого взгляда кажется, что всё продумано, и непонятно, почему автобус покрывается пылью и паутиной в этом месте. Но если копнуть поглубже, то всё становиться очевидно. Во-первых, малая вместительность: чтобы вывезти целый школьный класс в музей или выставку, таких автобусов надо штуки три, а это неудобно и дорого. Во-вторых, школьные автобусы больше всего нужны в сельской местности, где дороги нарисованы только на карте, а данная машина не обладает ни полным приводом, ни достаточной мощностью, чтобы ездить по бездорожью.

НАМИ ГАЗ-3102 «Престиж»

Помимо создания новых моделей, дизайнеры НАМИ ещё занимались тюнингом устаревших автомобилей. Один из таких образцов — НАМИ ГАЗ-3102 Волга «Престиж» Опытный. Автомобиль был создан в 1995 году в единственном экземпляре.

Задумка дизайнеров была в том, чтобы, изменив кузов «Волги» за счёт «прикрепления стеклопластиковых деталей оригинальной формы», придать автомобилю современный динамичный образ. Видимо, такая вариация ГАЗ-3102 оказалась невостребованной, и «Престиж» отправился в совсем не престижное место.

НАМИ-0288 «Компакт»

Среди малолитражек в отдельном помещении ангара нашлись уникальные концепт-кары, созданные в 1987 и 1988 году. Это НАМИ-0288 «Компакт», НАМИ-0284 «Дебют I» и «Дебют II». Среди них выделился НАМИ «Компакт», который в 1989 году на японской выставке вошел в пятерку самых интересных прототипов.

Привлёк он внимание не своим внешним видом, а техническими характеристиками. Внутри, несмотря на малые габариты, помещались 5 человек. За правильной работой основных узлов автомобиля следил бортовой компьютер, а пневматической подвеской «Компакта» управлял микропроцессор. Вес автомобиля тоже был очень маленький — 650 кг с полным баком; также автомобиль использовал бензоводородное топливо, что делало его экологичным. Максимальная скорость машины равнялась 150 км/час, а до сотни «Компакт» разгонялся за 13 секунд.

НАМИ-0284 «Дебют»

В отличии от «Компакта», «Дебюты» в международных выставках не участвовали, но в то же время это была уникальная для советского времени машина, в которой была установлена пневматическая подвеска колёс с изменяемым клиренсом, круиз-контроль и электровакуумное управление сцеплением.

К сожалению, им тоже не удалось попасть в серию, несмотря на то, что машины получились отличные. Причиной этого стала отсталость советского автомобилестроения и плачевная финансовой ситуации в стране накануне перестройки.\

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить