Kaк авиакомпании зарабатывают на бортовой рознице

3048

5 февраля 1919 года открылась первая пассажирская авиалиния. Она связала два немецких города – Берлин и Веймар. Сейчас невозможно представить жизнь без перелетов, а перелеты – без торговли на борту. Сколько зарабатывают авиакомпании на бортовой рознице, и что продается в небе лучше всего?

В 2012 году издание «Еженедельник Авиакомпаний» и компания GuestLogix провели исследование розничных продаж на бортах авиакомпаний. Были изучены розничные бортовые операции, охватывающие почти 800 миллионов пассажирских перевозок в год, передает New-Retail, по информации Rambler. 

По данным исследования, 68% американских авиапассажиров и 32% пассажиров из Европы, Африки и Ближнего Востока знают о предложениях по продаже товаров на борту. Были также проанализированы доходы авиакомпаний от бортовой торговли. Продажа еды, напитков, предметов комфорта и сувениров в среднем приносит авиакомпании 0,72 доллара с пассажира (на некоторых чартерных рейсах эта сумма достигает 2 долларов с одного пассажира). При этом, доход выше у тех авиакомпаний, которые проводят маркетинговые активности на борту для продвижения своих товаров. Для сравнения: беспошлинные продажи duty free в аэропортах приносят порядка 2,77 долларов с одного авиапассажира. 
 

Торговля на высоте 


Что чаще всего продают и покупают на борту самолета? В лидерах еда и напитки. Также пользуется спросом сувенирная продукция. Издание Travel.ru публикует список самых популярных товаров, которые предлагают авиакомпании мира. 
 

Шоппинг в небе: как авиакомпании зарабатывают на бортовой рознице

  
Lufthansa делает ставку на винтаж и продает письменные приборы, нашивки и значки с логотипом авиакомпании 1920-х годов. Именно фирменный логотип «Люфтганзы» - летящий журавль - украшал борта авиакомпании Deutsche Luft-Reederei GmbH (DLR), совершившей первый пассажирский рейс. 

У KLM особой популярностью пользуются персонализированные чехлы для iPhone и товары, которые ассоциируются у пассажиров с Голландией. Например, книга рецептов голландской кухни (обойдется в 19 евро) или хрустальные тюльпаны Swarovski (41,65 евро). 

Alitalia предлагает в своих каталогах серию модных аксессуаров. Например, на борту можно приобрести шарф Pucci (110 евро). Испанская Iberia также делает ставку на национальный колорит и предлагает красно-черные веера для фламенко, изготовленные вручную (20 евро). 

Ни один каталог Finnair не обходится без национальных сказочных героев. Игрушки в виде муми-троллей или Angry Birds, зонты и одежда с их изображением, а также фирменные конфеты Moomin пользуются стабильным спросом у пассажиров. 

Самым популярным бортовым сувениром у компании Eva Air из Тайваня являются статуэтки, изображающие стюардесс. 4 фигурки стюардессы символизируют обязанности, выполняемые бортпроводницами. А Air Canada предлагает приобрести фирменные наборы с национальной едой - копченым лососем и кленовым сиропом. 
 

Взлеты продаж на борту


За последние 5 лет доходы авиаперевозчиков от продажи дополнительных услуг выросли в 12 раз. Только у крупнейших мировых авиакомпаний они достигли в 2013 году суммы 31,5 млрд. долларов. В исследовании IdeaWorksCompany принимали участие 59 компаний. 

Если чистая прибыль от реализации билетов составляет около 6 долларов США с пассажира, то от продажи дополнительных услуг компания получает с пассажира около 16 долларов. 

Помимо продажи товаров на борту, в эту сумму входит дополнительная плата за провоз багажа, оплата конкретного места в салоне, комиссия за бронирование отеля, доходы от рекламы и другие услуги. 

Пятерка лидеров за 2012 год по выручке от реализации дополнительных услуг выглядит следующим образом. На первом месте United Airlines с суммой 5,7 млрд. долларов. За ней следуют American Airines (2,5 млрд. долларов), Delta Air (2,1 млрд. долларов) и холдинг авиакомпаний Air France-KLM (1,7 млрд. долларов). Замыкает пятерку Ryanair (1,3 млрд. долларов). 
 


Если говорить о проценте от реализации дополнительных услуг в структуре общего дохода, то здесь распределение мест выглядит несколько иначе. Всю верхушку заняли компании-лоукостеры. Возглавляет рейтинг Spirit Airlines – 38,5% ее дохода составляют дополнительные услуги. Дальше следуют Allegiant (29.9%), Jet2 (26.5%) и Ryanair (21.8%). На пятом месте Tiger Airways (20,8%). 
 


В исследовании фигурирует и российский «Аэрофлот», который за 2012 год продал товаров дьюти-фри на борту на сумму 171,3 млн. долларов.   
  

Будущее бортовой розницы


Сейчас большинство авиакомпаний рассматривает продажи на борту чартерных и регулярных рейсов в качестве источника устойчивого роста доходов. Если раньше реализация дополнительных услуг считалась приоритетом дискаунтеров, то в последние годы к ней все чаще прибегают крупные компании с мировым именем. 

Совершенствование технологий также способствует развитию бортовой розницы. Например, не так давно появилась возможность оплачивать товары кредитными картами прямо во время перелета. 

Авиакомпания Korean Air пошла дальше, и в 2011 году стала открывать магазины Duty Free прямо на борту лайнеров Airbus A-380. Первым «магазином в небе» стал рейс, следующий по маршруту Сеул – Нью-Йорк. Витрина Дьюти Фри расположена в хвостовой части самолета, напротив лестницы, ведущей на верхнюю палубу. Чтобы освободить место для нее, авиакомпания убрала 13 сидений. 
 

Шоппинг в небе: как авиакомпании зарабатывают на бортовой рознице


Создание магазина беспошлинной торговли внутри салона позволило получать дополнительный доход не только с пассажиров, но и с рекламодателей. Рекламные места в витрине магазина продаются. По словам организаторов проекта, прибыль от Duty Free ощутимо превосходит ту прибыль, которая могла быть получена от продажи билетов на убранные места. На данный момент магазины работают на десятке рейсов Korean Air. Не исключено, что скоро примеру корейцев последуют другие авиакомпании. 

Сейчас Korean Air является самой успешной авиакомпанией в сфере розничной торговли на борту. Кроме того, перевозчик входит в ТОП-10 компаний, получающих максимальную прибыль с каждого пассажира – 30,47 долларов по данным за 2012 год. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить