Kак работать без начальников

1879

Уже несколько месяцев наша компания работает без начальников на всех уровнях. Я решился на совершенствование системы управления компании из-за постоянных проблем, связанных с руководителями, по информации Генерального директора.

Большинство из них доросли до своей позиции, потому что являются хорошими специалистами. Однако часто у них нет управленческих навыков: им интереснее не организовывать работу других, а выполнять ее самим. Управленцы, которых мы нанимали со стороны, наоборот, не хотели (а иногда и не умели) ничего делать сами и при этом все время требовали расширения штата, чтобы для выполнения каждой операции был отдельный сотрудник.

Я сравнил эффективность разных отделов. Лучшим оказался тот, где начальник не делал ничего особенного как руководитель, а работал наравне с остальными сотрудниками. Было решено распространить этот подход на всю компанию.

С чего начать совершенствование системы управления компании

Моя решимость изменить организационную структуру управления компанией укреплялась по мере того, как находились все новые доказательства, что бизнес может функционировать без большого числа менеджеров. Вот что меня вдохновило.

Работы философа Кена Уилбера (Kenneth Earl Wilber II), предложившего теорию холонов. Холон (греч., целый) представляет собой нечто целое, которое одновременно является частью чего-то более крупного. Например, атом – это целое и одновременно часть молекулы, молекула – целое и одновременно часть клетки и т. д. Иерархия вложенных друг в друга холонов называется холократией. Она стала нашей новой системой управления компанией.

Книга Фредерика Лалу (Frederic Laloux) Reinventing Organizations (англ., обновление организаций). На основании теории Кена Уилбера автор выделил и описал компании, сумевшие перейти на принципиально новую ступень организационной эволюции.

Пример компании Zappos, в которой решили отказаться от всех менеджерских позиций.

Новая организационная структура управления компанией

Организационная структура управления компанией при холократии состоит из ролей и кругов (см. рисунок).

Совершенствование системы управления компании

Роль. То, что выполняет в организации конкретный человек. У каждого может быть одна или несколько ролей, они могут меняться со временем. Если человек плохо выполняет свою работу, то он может потерять свою роль. В этом случае мы даем ему две недели на поиск новой роли, иначе следует увольнение.

Круг. Роли объединяются в круги по функциональному признаку. Круг не равен отделу. Например, бывший отдел продаж теперь представляет собой несколько кругов, в каждом из которых по 5–6 продавцов. Круг регулярно собирается на обсуждения, и чем он меньше, тем проще организовать встречи. Отдельно выделен круг fresh (англ., свежий) для новичков, в котором можно находиться не более трех месяцев. Самый внешний круг компании – акционеры. В него вхожу я и несколько совладельцев.

Новые круги могут образовываться для выполнения определенной задачи. Скажем, кто-то обнаружил сложность в работе, тогда он инициирует собрание круга и предлагает решение: изменить перечень ответственностей какой-либо роли, создать новую роль или круг, необходимые для решения проблемы. Повторить подобное в обычной иерархичной структуре очень сложно – нужно вносить изменения в штатное расписание, оформлять переводы и искать очередного руководителя. Добавлю, что после введения холократии часть начальников уволилась – они не приняли идею.

Как перейти на совершенствование системы управления компании за 1,5 месяца

Первый этап (две недели). Приняв решение о совершенствовании системы управления компании, я написал об этом сотрудникам и предложил всем желающим участвовать в разработке идеи. Собралась инициативная группа в составе 25 человек из разных отделов. На трех встречах я рассказывал о теории холонов, холократии. Потом мы перевели на русский язык так называемую конституцию – принципы управления компанией (см. Содержание конституции).

Второй этап (две недели). Следующие полмесяца мы обсуждали новую структуру компании. Например, стоит ли создавать отдельный круг «офис», если в него войдут только роли секретаря и системного администратора. Включить ли роль «планирование продукта» в круг IT. На этом же этапе мы выбрали и арендовали специальную облачную автоматизированную систему и занесли в нее данные о распределении функций (роли и круги). Определили Lead Link кругов.

 

Третий этап (две недели). В течение этого времени объясняли новую систему всем сотрудникам, опробовали ее на практике.

Четвертый этап (идет до сих пор). Полноценный запуск холократии. Самым сложным было решить, что делать, если кто-то не выполняет своих обязанностей. Например, продавец жалуется, что бухгалтерия не оплачивает счет. Но я не могу отдать распоряжение, поэтому объясняю, как следует действовать в рамках холократии: предложить политику, корректирующую процесс, изменить перечень ответственностей роли или посоветовать Lead Link снять человека с роли. А иногда приходится просто терпеть, потому что ценность человека превосходит создаваемые им проблемы. Единственное, что нельзя делать: приказывать, контролировать, «стоять над душой». Это очень отрезвляет: ты понимаешь, что человек или работает сам, или его можно уволить.

Самым сложным лично для меня было не поддаваться на провокации типа «давай решим это без формальностей». Переубедить коллег мне помогали удачные примеры: у кого-то была проблема, он ее грамотно сформулировал, вынес на обсуждение круга, предложил решение и подготовил аргументы. В результате проблема успешно разрешилась.

В ближайших планах по внедрению холократии у нас еще два этапа. Во-первых, разделение бюджета по кругам и передача этих средств в управление Lead Link кругов. Во-вторых, полное открытие персоналу всей информации.

Результаты совершенствования системы управления компании

  1. У сотрудников появилась возможность без согласования с руководителем выполнять другую роль, которая им больше по душе. Например, продавец может перейти в круг маркетинга. Зарплата при этом не привязана к роли и определяется раз в восемь месяцев по результатам аттестации. Другими словами, если сотрудник переходит на более ответственную работу, то делает это не из-за денег.
  2. Большинство может работать в удобном режиме и месте. Во встречах круга можно участвовать через систему телеконференции.
  3. У бывших руководителей отделов появилось время для выполнения работы, которая им нравится, а также на интересные им проекты.
  4. У меня высвободилось много времени, которое я тратил раньше на мелкий контроль и решение проблем подчиненных. Через пару недель после введения холократии количество просьб ко мне типа «бухгалтерия не оплачивает счет, повлияй на нее» уменьшилось в разы. Результаты работы каждого я вижу в автоматизированной системе. Но использую эту информацию не для поощрений или наказаний, а чтобы оценить, справляется ли человек с ролью. Говорить о влиянии внедренных изменений на финансовый результат компании пока рано – структура нашей туристической компании только начала работать
   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить