Состав ШОС может расшириться

1694

 
Национальный координатор от Казахстана по вопросам деятельности ШОС, Посол по особым поручениям МИД Шахрат Нурышев в преддверии саммита Организации рассказал, какие решения вскоре будут приняты в рамках ШОС и какие ставятся задачи, по сведениям Казинформ.

- 11-12 сентября в  Душанбе состоится заседание Совета глав государств-членов ШОС. Каковы основные ожидания от этого саммита?

- Саммит в Душанбе подытожит председательство Таджикистана в Шанхайской организации сотрудничества, которое осуществлялось в течение последнего года. Мероприятие является плановым, оно проводится каждый год поочередно в странах-участницах ШОС.

Ожидается, что главы государств обменяются мнениями по актуальным региональным и международным вопросам. В частности, в фокусе участников саммита будет нынешняя непростая ситуация в Афганистане, на Ближнем Востоке и вокруг иранской ядерной программы. Думаю, что положение в Украине также не останется без внимания глав государств.

Безусловно, одной из основных тем также станет обсуждение текущего состояния и перспектив развития Шанхайской организации сотрудничества. В условиях наблюдаемых процессов в мировой политике и экономике, ШОС не может оставаться в стороне. Нынешние сложные геополитические и экономические реальности требуют от ШОС определенной мобильности и активности. Организация, которая уже зарекомендовала себя как важный фактор обеспечения региональной безопасности, экономического и гуманитарного сотрудничества, должна иметь четкий план своего дальнейшего развития.

Поэтому участники саммита поделятся своим видением дальнейшего развития сотрудничества в формате ШОС, стратегических направлений взаимодействия и первоочередных задач, стоящих перед объединением.

После саммита председательство в ШОС перейдет к России и следующее заседание Совета глав государств-членов Организации состоится летом следующего года в г.Уфа.


- Какие документы будут вынесены на утверждение глав государств? Планируется ли прием новых членов?

- Cреди документов, которые планируется вынести на утверждение Совета глав государств-членов ШОС, следует выделить Порядок предоставления статуса государства-члена ШОС и обновленную редакцию типового Меморандума об обязательствах государства-заявителя в целях получения статуса государства-члена ШОС.

Они являются логическим продолжением Хартии ШОС, в которой зафиксирована открытость Организации для приема государств, обязующихся соблюдать цели и принципы Хартии, международных договоров и документов, принятых в рамках ШОС, а также Положения о порядке приема новых членов в ШОС, утвержденного в 2010 году.

Хотел бы пояснить, что Положение о порядке приема новых членов оговаривает критерии, условия и механизм вступления в Организацию, типовой Меморандум содержит обязательства государства-заявителя - сроки присоединения к международным договорам, финансовые обязательства по долевым взносам и права на замещение квотных должностей в постоянно действующих органах ШОС. Что касается Порядка предоставления статуса государства-члена ШОС, то он носит внутренний характер и регулирует юридические, финансовые и административные процедуры приема.

С принятием указанных документов завершится формирование юридической базы для расширения ШОС. Как известно, свое твердое намерение стать членами ШОС не раз выражали Индия, Пакистан и Иран. Не исключено, что на одном из следующих саммитов будет начата процедура присоединения новых членов при условии их соответствия всем требованиям и критериям Организации. При этом следует отметить, что процесс присоединения может занять несколько лет. Это будет напрямую зависеть от того, как быстро государство-заявитель присоединится к международным договорам в рамках ШОС, которых насчитывается около 30.

Пользуясь этой возможностью, хотел бы опровергнуть распространяемые в некоторых электронных СМИ слухи и домыслы о том, что Казахстан якобы блокирует предоставление некоторым странам статуса члена ШОС. Скажу лишь то, что рассмотрение в ШОС подобных заявок до настоящего времени попросту не осуществлялось по одной простой причине - незавершенности работы над теми документами, которые предполагается утвердить на предстоящем саммите в Душанбе. Их предметное рассмотрение только предстоит. Поэтому на предстоящем саммите приема новых членов в ШОС не планируется.


- Глава государства на саммите в Астане в 2011 году заявил о необходимости разработки долгосрочной стратегии развития ШОС. Как продвигается эта работа?

- Да, действительно на саммите в Астане Президент Казахстана Н.А.Назарбаев акцентировал внимание на том, что ШОС должна прогнозировать свое будущее и иметь стратегическое видение перспектив развития до 2030-2050 годов. Это идея была поддержана другими странами и уже к следующей встрече глав государств были подготовлены основные направления стратегии развития ШОС на среднесрочную перспективу. Теперь же ведется работа над полноценной Стратегией развития ШОС до 2025 года. Ее планируется закончить к следующему саммиту ШОС, который состоится в 2015 году в России.

Предполагается, что Стратегия определит ориентиры и параметры дальнейшей эволюции Организации. Она будет основана на положениях Хартии ШОС, Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС. Экспертам предстоит проделать большой объем работы и подготовить качественный документ, который бы учитывал тонкости и нюансы существующих у государств-членов ШОС доктрин национальной безопасности, стратегий социально-экономического развития и концепций внешней политики.

В документе планируется дать прогноз развитию международной и региональной обстановки, а также оценку деятельности самой ШОС, ее роли в регионе и мире, контактам с другими субъектами международных отношений.


- Многие эксперты рассматривают ШОС как противовес НАТО и Западу. Как ШОС позиционирует себя и ставит ли она перед собой такие задачи?

- Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что ШОС не является военным объединением или блоком. Она не пыталась и не пытается возложить на себя функции некоего противовеса НАТО.

ШОС - это многофункциональная универсальная региональная организация, основными целями которой являются обеспечение региональной безопасности, противодействие вызовам и угрозам безопасности государств-членов, развитие экономического сотрудничества и культурно-гуманитарных связей, прежде всего в сферах транспорта, энергетики, финансов, сельского хозяйства, образования, информационно-коммуникационных технологий, инноваций, науки и техники, экологии и окружающей среды.

ШОС руководствуется в своей деятельности принципами, которые известны как «шанхайский дух», и включают в себя взаимной доверие, взаимный учет интересов, равенство, уважение к многообразию культур и стремление к совместному развитию. Все решения в рамках Организации принимаются на основе консенсуса и путем взаимных консультаций, невмешательства во внутренние дела, неприменения военной силы или угрозы силой. Поэтому утверждения о доминировании отдельных стран и оказании давления при принятии решений считаю не уместными.

Задача ШОС заключается не в конфронтации с кем-либо, а в конструктивном сотрудничестве, укреплении добрососедства и дружбы, повышении благосостояния народов государств-членов.

Подтверждением открытости ШОС являются регулярные контакты Секретариата ШОС и Исполкома РАТС ШОС, а также национальных координаторов с государствами-наблюдателями при ШОС, обсуждение с ними актуальных вопросов взаимодействия, определение приоритетов взаимовыгодного сотрудничества.

 

- В конце августа в Китае прошли самые крупные военные учения. Отдельные эксперты заговорили об усилении военной составляющей ШОС. Так ли это?

Военная составляющая является лишь одной маленькой частью взаимодействия в сфере безопасности. В рамках ШОС на ежегодной основе проводятся Совещания министров обороны, начальников генеральных штабов и совместные учения вооруженных сил.

В нынешнем году 24-28 августа в КНР прошли военные антитеррористические учения «Мирная миссия-2014», в которых приняли участие около 7 тысяч военнослужащих.

Это были самые масштабные учения в практике ШОС. На мой взгляд, в первую очередь, это связано со сценарием маневров, который предусматривал отработку совместных действий вооруженных сил государств-членов в случае захвата террористами власти или части территории одного из государств. Во-вторых, развитие ситуации в близлежащих регионах показывает, что действия террористических сил обретают иные масштабы и более организованный трансграничный характер, чем раньше. Ну и, в-третьих, учения проходили на территории Китая, который постарался максимально использовать свои вооруженные силы для отработки совместных действий.

На мой взгляд, учения прошли успешно, и поставленные задачи были выполнены. Следует подчеркнуть, что основная цель проведения подобных учений заключается в укреплении координации действий государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, актуальность которых, к сожалению, не ослабевает.

Организация не имеет коллективных вооруженных сил, не планирует их создание и размещение на территориях государств-членов и за пределами пространства ШОС. Поэтому не стоит преувеличивать масштабы военного сотрудничества в рамках ШОС и искусственно создавать ее отрицательный образ.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить