Kрымские татары раскололись в своём отношении к российской власти

968

 

Татары, составляющие более 12 процентов двухмиллионного населения Крыма, активно критикуют присоединение полуострова к России. Многие из них бойкотировали мартовский референдум, итоги которого Москва рассматривает как восстановление исторической справедливости, говоря о воссоединении с Крымом, отданным Украине Хрущёвым всего в 1954 году. Но крымские татары, в свою очередь, напоминают, что они веками управляли обширными территориями полуострова до того, как российская императрица Екатерина Великая подчинила Крым в конце XVIII века, по свекдениям Наша планета.

 

В 1944 году по обвинению в симпатиях к нацистской Германии примерно 200 тысяч крымских татар были депортированы в Центральную Азию и Восточную Россию. Начать возвращаться обратно удалось только в конце советской эпохи, в 1980-х годах.

И вот спустя 70 лет после массовой депортации крымские татары оказались перед непростым выбором: сотрудничать с российскими властями или сопротивляться им?

Несмотря на обещание новых властей уважать их права и свободы, некоторые опасаются повторения репрессий. Другие, напротив, полагают, что сотрудничество с Россией может привести к благоденствию.

«Война или компромисс. Вот в чём суть проблемы. Если мы не придём к единому мнению, то рискуем быть расколотыми и оказаться на обочине», – полагает заместитель председателя представительного органа крымских татар Меджлиса Нариман Джелялов. Сам Джелялов не доверяет российским властям: «Они всегда противостояли крымским татарам». Экс-глава Меджлиса бывший советский диссидент Мустафа Джемилев заявил, что ему запретили въезжать в Крым.

Меджлис – это крупнейшая организация крымских татар, но некоторые менее многочисленные группы счастливы оказаться под крылом России. Одна из них, партия Милли Фирка, утверждает, что за 23 года со времён крушения Советского Союза Киев мало что предпринял для реабилитации крымских татар.

«Менее чем за два месяца Россия сделала гораздо больше для крымских татар, чем когда-либо Украина. Киев вспомнил про наше существование только тогда, когда Крым стал частью России», – считает председатель Милли Фирка Васви Абдураимов. Не так давно Владимир Путин наградил Абдураимова орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени за поддержку присоединения Крыма.

Абдураимов убеждён, что под властью России Крым будет защищён «могущественной авторитетной державой». Президентский указ, признавший крымско-татарский государственным языком Крыма наряду с русским и украинским, также находится в числе причин, по которым  Абдураимов поддерживает присоединение Крыма к России.

Сопротивляться или сотрудничать: крымские татары раскололись в своём отношении к российской власти

По мнению Милли Фирка, Меджлис представляет собой западный проект, нацеленный на интеграцию крымских татар в Европу, а не в намечаемый Путиным Евразийский союз бывших советских государств. Абдураимов уверен, что лучше обратиться на восток, к Евразии, особенно учитывая, что мировой центр экономического развития постепенно смещается в такие государства, как Китай и Индия.

Как отмечает Джелялов, цели Меджлиса и Милли Фирка совпадают – это возрождение крымских татар и соблюдение их прав на свободу слова, обучение на своём языке, собственность и представительство во власти. Разница заключается в методах их достижения.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить